1960-1970
Опыт неподвластен стихиям

1960-1970

К началу 1962 года В/О «Совфрхат» обслуживало 8 советских и 8 совместных регулярных линий, на которых было занято 65 судов. Объемы отфрахтования тоннажа под грузы иностранных фрахтователей (ГИФ) сократились, первоочередной задачей деятельности «Совфрахта» становилось обеспечение перевозок внешнеторговых грузов. Возросли объемы фрахтования инотоннажа. В августе 1962 года в соответствии с Постановлением Правительства «Об улучшении планирования и организации перевозок экспортно-импортных грузов» В/О «Совфрахт», за исключением подразделений, не связанных с фрахтованием, было передано в ведение Министерства Морского Флота.

Освоение принципов маркетинга внешнеторговых объединений позволило уже в конце 60-х гг. правильно спрогнозировать возрастающую роль экспедиторов. Западным экспедиторским фирмам импонировали подходы «Совфрахта» к линейному сервису как к форме услуг общего пользования со стабильными тарифами, а также принципы прогнозирования конъюнктурным отделом динамики ставок фрахтового рынка.

Оба эти «подхода» — основы ценообразования в современной транспортной логистике. На этой основе заключались долгосрочные контракты с транснациональными компаниями по организации перевозок линейным флотом каучука и австралийской шерсти, производились массовые отфрахтования лесовозного, рефрижераторного и наливного тоннажа. Сложным переговорам по участию советского линейного флота в перевозках австралийских грузов был посвящен документальный фильм.

60-70-е гг. — не только годы научно-технической революции на транспорте (контейнеризация перевозок, интенсификация перегрузочных операций, рост объемов специализированного тоннажа и т.д.), но и кульминационного развития международного монополизма на транспорте. На 01.01.1967 в мире было задействовано 337 судовладельческих конференций, контролировавших перевозки на 627 направлениях с охватом системой конференциальных контрактов до 90% грузовладельцев. Судоходные монополии провозгласили упразднение экспедиторского посредничества в организации перевозочного процесса в смешанных сообщениях, велась открытая борьба с судовладельцами-аутсайдерами («боевые суда» и др.). Такие монополистические устремления встретили обеспокоенность, а то и прямое противодействие со стороны среднего и мелкого предпринимательства и даже государственных кругов (использование анти-трестовского законодательства и т.д.). Используя эти противоречия, «Совфрахт» смог преодолеть последствия «кубинской блокады», «лесовозного союза «Ойтра» и других выступлений против активности на рынке советских пароходств и внешнеторговых объединений.

Особое внимание в обслуживании клиентуры «Совфрахтом» всегда уделялось обеспечению устойчивости, надежности и регулярности сервиса. Они возросли с контейнеризацией перевозок, поскольку наша контейнеростроительная база отставала от судостроительной. Выходившие из постройки контейнеровозы требовали контейнерного оснащения, а грузоотправители — подачи контейнеров под погрузку по первому требованию, что «Совфрахт» неукоснительно соблюдал.

Контейнеризация потребовала также строжайшего соблюдения требований поточного метода логистики. Этот метод заключался в форме совмещения передвижения грузов и контейнеров с движением и обменом информацией между всеми участниками транспортной логистической цепи в качестве основы технологии перевозки груза в смешанном сообщении по варианту «от двери до двери» и в режиме «точно в срок».

Более половины внешнеторгового товарооборота СССР приходилось на долю социалистических стран. В работе «Совфрахта» возникли новые направления перевозок, в частности, перевозки сахара с Кубы (порядка 3,5 млн. тонн в год) и нефтепродуктов на Кубу.

Карибский кризис заставил советское государство принять меры по снижению зависимости от инотоннажа.

Торговому флоту нашего государства на кубинских линиях приходилось работать в сложной обстановке.

Фидель Кастро, пришел к власти в республике Куба после свержения диктатора Батисты, объявил политический курс страны на социализм. Это не могло понравиться ближайшим соседям. В ответ США сократили, а в 1961 году полностью прекратили закупку кубинского сахара, на производство которого была ориентирована вся экономика Кубы, и начали оказывать давление на другие страны с целью прервать торговые отношения с Кубой.

Работа «Софрахта» по фрахтованию иностранного наливного тоннажа осложнилась экономической блокадой, организованной англо-американскими монополиями. Компания «Standard Oil of New Jersey» объявила бойкот судовладельцам, которые отфрахтовывали суда «Совфрахту» для перевозки грузов на Кубу. Всеми правдами и неправдами, порой называя себя гражданами других стран и выдавая себя за сотрудников иностранных компаний, работники «Совфрахта» полностью обеспечили перевозки необходимым количеством тоннажа.

Ситуация еще более обострилась в 1962 году, когда США, в ответ на размещение нашим государством на Кубе ракет с ядерными боезарядами, направили к Кубе ракеты и бомбардировщики, СССР не нарушал норм международного права, так как Куба являлась суверенным государством и характер оказываемой ей военной помощи определялся лишь компетенцией СССР и Кубы.

Подвергаясь немалому риску, наши суда «Маршал Говоров», «Николай Пирогов» и «Пекин», преодолев блокаду, доставили груз на Кубу. Вслед за ними пришли и другие суда. Радиостанции Минморфлота постоянно принимали тревожные сообщения от транспортных судов, подвергшихся облетам американских самолетов и преследованиям американских кораблей. Теплоход «Лениногорск», шедший из Одессы с грузом пшеницы, был остановлен американским тральщиком у берегов Кубы. На судно 14 раз пикировали самолеты типа «Нептун». Ветеран «Совфрахта» И.М. Тарапов вспоминает «брюхо» вертолета американских ВВС, неотступно следовавшего за нашим танкером с грузом нефтепродуктов до Кубы. Вопрос «Быть или не быть?» не казался ему тогда банальным...

ОБЪЕМ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ В/О «СОВФРАХТ» ЗА 1963 ГОД:
  1. Перевезено на иностранном тоннаже (включая иностранные линейные суда) 1 753,0 тыс. тонн внешнеторговых грузов
  2. Перевезено на отфрахтованном советском тоннаже грузов иностранных фрахтователей 2 752,3 тыс. тонн
  3. Перевезено на советском тоннаже 33 882,5 тыс. тонн внешнеторговых грузов
  4. Перевезено на иностранном арендованном флоте 1 239,9 тыс. тонн внешнеторговых грузов
  5. Полученная прибыль за 1963 год — 8 384,6 тыс. рублей