• hh
    • +7 (495) 258-27-41
      +7 (495) 258-28-79

    1950-1960

    В деле транспортного обслуживания внешнеторгового грузооборота на "Совфрахт" была возложена самая ответственная часть общей экономической задачи - определение главных параметров грузовой базы для распределения планируемого объема между отечественным флотом и иностранным тоннажем, прогнозирование конъюнктуры фрахтового рынка и расчет размеров валютных ассигнований на фрахтование иностранного тоннажа на основании анализа совокупных факторов. Объем такого фрахтования зачастую был соизмерим с тоннажным дедвейтом двух-трех морских пароходств. Сроки, последовательность выхода на рынок, соотношение рейсового и таймчартерного фрахтования, распределение фрахтовок между отделениями "Совфрахта" за границей строились так, чтобы не форсировать искусственно повышательную тенденцию на фрахтовом рынке.

    Законы транспортной логистики, опираясь на которые сотрудники компании решали эти сложные задачи, принято считать достижением конца нашего столетия. И действительно, слово "логистика" громко зазвучало лишь в 90-е годы. А "Совфрахт", почти полвека спустя, узнал, что всю жизнь "разговаривал прозой".

    В середине 50-х годов по инициативе транспортников Министерства внешней торговли, и коллектива "Совфрахта", Политбюро ЦК КПСС приняло два важнейших постановления, которые определили всю дальнейшую судьбу советского торгового мореплавания.

    Первым был решен вопрос о переходе с тоно-мильной оценки транспортной работы флота в загранплавании на ее оценку по "валютному показателю" в виде суммы чистой валютной выручки, а также валютной эффективности (отношение валютного дохода к расходам в рублях). Это решение полностью отвечало главному постулату логистики: достижение максимального объема перевозок при минимизации затрат.

    Вторым кардинальным решением было внедрение прогрессивной формы линейного судоходства в загранплавании взамен рейсового на важнейших направлениях перевозок экспортных и импортных грузов. Уже во второй половине 50-х годов флот был переведен на линейные формы эксплуатации в партнерстве с национальными судовладельцами на индийском и египетском направлениях. За последующие 6-7 лет порты СССР были связаны совместными и односторонними линиями со всеми главными портами всех континентов.

    На "Совфрахт" была возложена функция букировочного линейного агента всех советских и иностранных линейных судовладельцев и линейного аквизитора грузов внешнетоговых объединений. На него была возложена функция разработчика условий перевозок и размеров ставок линейных тарифов, им была осуществлена модификация рейсовых коносаментов в линейные.

    Линейная форма эксплуатации флота, обеспечивающая грузовладельцу логистическое требование устойчивости, регулярности, эластичности сервиса, дающая гарантии своевременной доставки грузов, позволила транспортному комплексу СССР справиться с государственными заданиями по строительству крупных промышленных и энергетических объектов в Индии, Египте, на Кубе, во Вьетнаме и других странах Азии и Африки.

    "Софрахт" не замыкал себя в ведомственную скорлупу. Большое значение имело то, что в 1956-1962 гг. он занимался не только фрахтовыми перевозками, но и экспедиторскими и транзитными операциями, руководил работой транспортно-экспедиторских контор в морских портах и на погранпереходах. Это расширяло кругозор специалистов, делало их транспортниками-универсалами, позволяло в короткие сроки осваивать прогрессивные логистические технологии перевозок грузов в комбинированных и мультимодальных сообщениях.