• hh
    • +7 (495) 258-27-41
      +7 (495) 258-28-79

    1920-1930

    Последствия войн, революций, разрухи на транспорте постепенно изживались. После принятия декрета "О национализации торгового флота" решился вопрос о создании органов управления Декретом Совнаркома от 27 февраля 1918 года Отдел торгового мореплавания и Отдел торговых портов, функционировавшие до тех пор в составе Наркомата торговли и промышленности, передаются в ведение ВСНХ.

    Важным этапом в совершенствовании системы управления явилось образование в соответствии с Декретом ВЦИК от 28 июля 1921 года в составе НКПС вместо Центрального морского эксплуатационного управления (ЦЭМОР) и других морских отделов бывшего Главвода единого Центрального управления морского транспорта (ЦУМОР).

    Перевод морского флота на рельсы хозяйственного расчета был организационно закреплен постановлением Совета Труда и Обороны от 13 июня 1922 года об учреждении в составе НКПС Государственного торгового флота (Госторгфлот). Были созданы самостоятельные хозрасчетные предприятия в виде четырех государственных пароходств: Северного, Балтийского, Черноморско-Азовского и Каспийского. С этого периода началось систематическое использование торгового флота для экспортно-импортных перевозок.

    В 1923 году было создано "Англо-Советское пароходное общество", которое занималось судоходством, морскими и речными перевозками. В дальнейшем общество вошло в Группу "Совфрахт".

    Постановлением от 18 июля 1924 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил учредительный договор между Народным комиссариатом путей сообщения и Народным комиссариатом внешней торговли об образовании акционерного общества "Советский торговый флот" (Совторгфлот). Совтогфлот объединил всю эксплуатационную и коммерческую деятельность торгового флота СССР.

    Морской флот республики Советов - это паровые суда, погрузка и выгрузка которых производилась вручную, на плохо оборудованных причалах. Процесс подготовки документов был примитивным и медленным, грузы перевозились иностранным тоннажем, а затраты на его фрахтование были очень высокими. Работу по фрахтованию судов выполняли разные организации, и поэтому она страдала отсутствием координации и единства.

    Шел второй год первой пятилетки, все больше отечественных товаров продавалось за границу, а на вырученные деньги закупались машины, оборудование, строительные материалы. Развивающаяся внешняя торговля нуждалась в надежном транспортном обслуживании. Множественность выступлений различных советских организаций на фрахтовых рынках должна была быть ликвидирована.

    8 марта 1929 года вышло постановление СТО о создании АО Народного Комиссариата внешней торговли "Совфрахт". Все ранее озданные конторы перешли в подчинение "Совфрахта". Объединению было поручено вести конъюнктурную работу, изучать ставки фрахтования и координировать расценки.

    Фрахтование имело весьма важное значение как орудие внешнеторговой политики СССР. Однако, до создания А/О "Совфрахт" оно не пользовалось вниманием, соответствующим его роли.

    Цели создания "Совфрахта" были, что называется, велением времени. Во-первых, это объединение разрозненных фрахтовых ячеек для фрахтования из единого оперативного центра в Москве. Только таким образом можно было на деле осуществить монополию фрахтования.

    Во-вторых, это максимальное снижение фрахтовых ставок. Этой цели можно было добиться лишь реальным усилением советского влияния на фрахтовом рынке. Проведение активной фрахтовой политики - вот что требовалось от "Совфрахта".

    В-третьих, только объединение позволило бы планировать фрахтовые операции. Планирование было необходимо в отношении выбора наиболее благоприятной конъюнктуры, а также лимитирования наших ставок.

    И, в-четвертых, требовалось реальное влияние на фрахтовую работу советских экспортных объединений.

    До 1929 года подавляющая часть внешнеторговых перевозок осуществлялась на инотоннаже, а расходы на его фрахтование занимали второе место среди статей импорта страны. Фрахтовые операции осуществлялись разными организациями: "Добровольный флот", "Госторгфлот", "Центрсоюз", "Нефтесиндикат" и другие, координации и единства в работе которых не было.

    В 1925 году согласно постановлению СТО при Наркомторге создано Бюро по фрахтованию при Транспортном управлении Наркомторга. По мере роста объемов внешней торговли постепенно ликвидируется множественность выступлений различных советских организаций на фрахтовых рынках.

    В первые годы советской власти дедвейт советского торгового флота составил лишь 120 тыс.т, удельный вес которого во внешнеторговых перевозках страны составлял от 3 до 8%.

    8 марта 1929 года выходит постановление СТО о создании АО НКВТ "Совфрахт". Все ранее созданные конторы переходят в подчинение "Совфрахт". Ему поручено вести конъюнктурную работу, изучать ставки фрахтования и координировать расценки.