АО «Совфрахт» в Арктике - от первопроходцев до экспертов логистики | Новости | ПАО Совфрахт
Опыт неподвластен стихиям

АО «Совфрахт» в Арктике - от первопроходцев до экспертов логистики

08/04/24

С древнейших времен Северный морской путь — самая короткая морская артерия между Европой и торговыми портами Тихого океана, был необычайно востребован. Уникальный ресурсный и транзитный потенциал Арктики и сибирских рек привлекал деловых людей, инвестировавших средства в новые научные экспедиции, постройку современных судов, оборудование портов и т.п. В результате арктические проекты, реализация которых еще в начале XX века казалась фантастикой, стали воплощаться в жизнь.

Практически сразу после основания «Совфрахта» в 1929 году организации было поручено решение сложнейшей исторической задачи — проложить транспортную артерию на крайний европейский север России. «Совфрахт» в то время фрахтовал и агентировал иностранные суда для экспедиций по западной части Северного морского пути, чтобы обеспечить товарообмен между Сибирью и Европейской Россией. Маршрут проходил через Карское море, вследствие чего экспедиции остались в истории под названием «Карские».

В 1939 году «Совфрахту» была поставлена конкретная задача: обеспечить вывоз сибирского леса через Игарку и Карское море. Помимо небывалого объема предстоящих перевозок, основная сложность заключалась в очень ограниченном сроке вывоза. Короткий срок навигации в Игарском порту требовал от «Совфрахта» особого внимания. Из-за раннего замерзания Карского моря Главное управление Севморпути распорядилось отправить весь иностранный флот из Игарки 22-23 сентября. Представители «Совфрахта», считаясь с реальной угрозой возможных повреждений судов ото льда и даже задержки их во льдах все же не могли смириться с отправкой пароходов «Ваалхавен» и «Клинтония» со значительным недогрузом.

Получив из Москвы распоряжение все же отправить пароходы с неполной загрузкой, представители «Совфрахта» немедленно собрали совещание с участием директора Лесокомбината, управляющего «Севпорлярлеса», начальника порта и послали телеграмму начальнику проводки западного сектора, в которой просили разрешить задержать пароходы до 30 сентября при условии, что они будут находиться в 6-часовой готовности к отходу на случай ухудшения ледовой обстановки. Такое разрешение было получено. С Лесокомбинатом договорились о круглосуточной погрузке этих пароходов без перерыва. Погрузка производилась в каждый трюм с двух бортов одновременно. Оба парохода, приняв полный груз, закончили погрузку 30-го сентября и были отправлены в рейс.

Метеорологические условия навигации 1939 года были хуже предыдущих. Долгое время был закрыт пролив Маточкин Шар. У Югорского Шара (пролив между берегами острова Вайгач и Югорского полуострова материка Евразия, соединяет южные части Баренцева и Карского морей) держался лед. Очень рано наступили осенние заморозки. Енисейский залив, район Диксона и Белого моря сковало льдом в первых числах октября. Советские суда, ушедшие из Игарки до 6 октября, были затерты льдами. Потребовались большие усилия ледоколов, чтобы вывести эти суда на чистую воду, что удалось сделать только во второй половине октября. Наличие ледоколов обеспечивало беспрепятственное плавание через Карское море всех иностранных судов. Жалоб на ледокольное и лоцманское обслуживание со стороны иностранных капитанов не было.

Эта операция дала бесценный опыт и осталась одной из самых славных страниц в истории «Совфрахта». Леса было вывезено на 61 стандартов больше, чем намечено в ордерах. Во время координации Карских операций именно «Совфрахт» впервые применил новую, групповую схему движения судов; были уточнены методы работы ледоколов при проводке судов; получен ценный опыт работы с иностранными капитанами в северных морях. Результатом самоотверженной работы коллектива «Совфрахта» стало резкое увеличение объема перевозок на север страны (при этом более 80% составили экспортные грузы).

Карские операции, начавшиеся как сугубо торговые, внесли огромный вклад в изучение Карского моря, формирование квалифицированных кадров, строительство новых портов, инфраструктуры и жилых поселков в Заполярье. Карские экспедиции заложили основу лидерства России в освоении Арктики.

В советское время освоение Северного морского пути носило комплексный характер. Благодаря этому подходу флотилия, инфраструктура и метеообеспечение являлись рентабельными. Весной 1978 года атомный ледокол «Сибирь» впервые прошел по линии Мурманск — Дудинка, доказав возможность круглогодичной навигации в Арктике. Рекорд СССР по транспортировке грузов по СМП был установлен в 1987 году — 6,58 млн.тонн. Только в 2016 году объем грузоперевозок по СМП впервые превысил советские показатели, достигнув 7,26 млн. тонн. И с этого периода наблюдался ежегодный рост показателей, по итогам 2023 года зафиксирован новый рекорд — 36,25 млн тонн. Это более чем на 250 тыс. тонн больше плана и более чем в пять раз больше рекорда Советского Союза. Также ведется активное обновление атомного ледокольного флота России, который позволит обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути.

АО «Совфрахт» участвует в обеспечении северного завоза с 2014 года. Ежегодно компания доставляет горюче-смазочные и строительные материалы, твердое топливо, продовольствие, медикаменты, технику, запчасти и другие грузы первой необходимости в отдаленные населенные пункты Арктики. Одновременно осуществляется вывоз на «большую землю» техники, подлежащей ремонту, порожней бочкотары и металлолома. Всего за период с 2014 года по 2023 год АО «Совфрахт» в Арктическом регионе обеспечило перевозку более 200 тыс.тонн различных грузов и более 7000 пассажиров.

В настоящее время уникальность услуг, предоставляемых «Совфрахтом» на трассе СМП заключается в том, что компания выступает в роли системного логистического интегратора. Арктический регион не оборудован должным образом портовой инфраструктурой, поэтому кроме морской доставки необходимо обеспечивать накопление, сортировку, средства разгрузки, саму выгрузку на рейде или на лед, и дальнейшую транспортировку к месту назначения груза. Все эти работы необходимо выполнять строго в срок, обеспечивая сохранность груза в крайне суровых и изменчивых метеорологических условиях. «Совфрахт» ежегодно реализует масштабные логистические проекты «от двери до двери» с выгрузкой и доставкой к месту назначения в климатически сложных регионах Крайнего севера: Новосибирские острова, арх. Земля Франца-Иосифа, арх. Новая земля и т.д. Также АО «Совфрахт» выступает постоянным фрахтователем атомного контейнеровоза «Севморпуть», который обрел вторую жизнь после реновации 2016 года.

Участвуя в подобных операциях, «Совфрахт» раз за разом доказывает свою экспертность, т.к. суровые условия севера — отличная возможность подтвердить свои профессиональные компетенции с учетом необходимости строгого соблюдения требований безопасности судоходства и поддержания экологической обстановки в регионе. Компания непрерывно ищет способы повышения эффективности своей деятельности и стремится использовать в работе уникальные технологические решения, инновационный подход.

В 2019 году была издана книга «Карские операции 1920-1930-х годов». Раритетные материалы из архива АО «Совфрахт» послужили основой исторического очерка. В книге собраны хроники освоения Арктики, истории о людях, выполнявших сложнейшие задачи, и о компании «Совфрахт», которая таких людей объединяла. Приветственное слово к книге написал представитель Президента РФ по вопросам Арктики и Антарктики, Герой Советского союза, Герой России — Артур Николаевич Чилингаров.

В 2024 году «Совфрахт» отмечает 95-летие создания — серьезный срок, за который успели измениться мировой и общественный уклад, экономика и бизнес. Но во все времена «Совфрахт» продолжал свою работу и умел противостоять самым разным вызовам. Связь «Совфрахта» с Арктикой прошла сквозь десятилетия и сейчас компания принимает активное участие в реализации государственной политики по освоению Арктики и ее опоры — трассы Северного морского пути.