Карибский кризис и роль «Совфрахта» в обеспечении морских перевозок из СССР на Кубу в этот период | Новости | ПАО Совфрахт
Опыт неподвластен стихиям

Карибский кризис и роль «Совфрахта» в обеспечении морских перевозок из СССР на Кубу в этот период

28/03/24

К началу 1962 года «Совфрахт» обслуживал 8 советских и 8 совместных с иностранными партнерами регулярных грузовых линий, на которых было занято 65 судов. Объемы фрахтования тоннажа под грузы иностранных фрахтователей сократились, первоочередной задачей деятельности «Совфрахта» становилось обеспечение перевозок внешнеторговых грузов.

Более половины внешнеторгового товарооборота СССР приходилось на долю социалистических стран. В работе «Совфрахта» возникали новые направления перевозок, в частности, перевозки сахара с Кубы (ок. 3,5 млн. тонн в год) и нефтепродуктов на Кубу.

Советскому торговому флоту на кубинских линиях приходилось работать в сложной обстановке. Фидель Кастро пришел к власти в республике Куба после свержения диктатора Батисты и объявил политический курс страны на социализм. В ответ США сократили, а в 1961 году полностью прекратили закупку кубинского сахара, на производство которого была ориентирована вся экономика Кубы, и начали оказывать давление на другие страны с целью прервать торговые отношения с Кубой.

Работа по фрахтованию иностранного танкерного флота осложнилась экономической блокадой, организованной англо-американскими монополиями. Компания «Standard Oil of New Jersey» объявила бойкот судовладельцам, которые предоставляли суда «Совфрахту» для перевозки грузов на Кубу. Всеми правдами и неправдами, порой называя себя гражданами других стран и выдавая себя за сотрудников иностранных компаний, работники «Совфрахта» полностью обеспечили перевозки необходимым флотом.

Перевозка сахара из портов Кубы на совесткие северные и южные порты на таймчартерных судах в навигацию 1962 года В/О "Совфрахт"

Ситуация еще больше обострилась в 1962 году, когда США, в ответ на размещение нашим государством на Кубе ракет с ядерными боезарядами, направили к ее берегам 180 кораблей и установили морскую блокаду острова. Поставляя Кубе ракеты и бомбардировщики, СССР не нарушал норм международного права, так как Куба являлась суверенным государством и характер оказываемой ей военной помощи определялся лишь компетенциями СССР и Кубы.

Подвергаясь немалому риску, суда «Маршал Говоров», «Николай Пирогов» и «Пекин», преодолев блокаду, доставили грузы на Кубу. Вслед за ними пришли и другие суда. Радиостанции Минморфлота постоянно принимали тревожные сообщения от транспортных судов, подвергшихся облетам американских самолетов и преследованиям американских кораблей. Теплоход «Лениногорск», шедший из Одессы с грузом пшеницы, был остановлен американским тральщиком у берегов Кубы. На судно 14 раз пикировали самолеты типа «Нептун». Ветеран «Совфрахта» Тарапов И.М. вспоминает «брюхо» вертолета американских ВВС, неотступно следовавшего за нашим танкером с грузом нефтепродуктов до Кубы. Вопрос «Быть или не быть?» не казался ему тогда банальным...