История становления советского торгового флота и создания АО «Совфрахт» (1918 - 1930-е годы) | Новости | ПАО Совфрахт
Опыт неподвластен стихиям

История становления советского торгового флота и создания АО «Совфрахт» (1918 - 1930-е годы)

08/03/24

Официальной датой рождения советского торгового флота считается 23 января (5 февраля) 1918 г. В этот день был подписан декрет о национализации торгового флота. В нем, в частности, говорилось: «Объявить общенациональной неделимой собственностью Советской Республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям, владеющим морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров, со всем движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивом этих предприятий».

Гражданская война нанесла огромный ущерб морскому флоту. На 1 января 1922 г. на Азовском, Белом и Черном морях по сравнению с 1913 г. оставалось лишь 20% пароходов и теплоходов и 12% парусных судов. При этом необходимо было решать проблему голода, вызванного неурожаем и общей разрухой в стране, и делать это за счет торговли с иностранными государствами, очень интересовавшимися одним из главных предметов российского экспорта — лесом.

В первой половине 1920-х гг. пополнение судового состава шло в основном за счет возвращения русских судов, захваченных иностранными государствами.

Перевод морского флота на рельсы хозяйственного расчета был организационно закреплен постановлением Совета Труда и Обороны от 13 июня 1922 года об учреждении в составе НКПС Государственного торгового флота (Госторгфлот). Были созданы самостоятельные хозрасчетные предприятия в виде четырех государственных пароходств: Северного, Балтийского, Черноморско-Азовского и Каспийского. С этого периода началось систематическое использование торгового флота для экспортно-импортных перевозок.

В 1923 году было создано «Англо-Советское пароходное общество» (АСПО), которое занималось судоходством, морскими и речными перевозками (в дальнейшем общество вошло в состав «Совфрахта»).

Постановлением от 18 июля 1924 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил учредительный договор между Народным комиссариатом путей сообщения и Народным комиссариатом внешней торговли об образовании акционерного общества «Советский торговый флот» (Совторгфлот). Совтогфлот объединил всю эксплуатационную и коммерческую деятельность торгового флота СССР. Уже в следующем году численность судов Совторгфлота достигла 141 единицы и он вышел на безубыточный уровень работы.

Однако морской флот республики Советов — это паровые суда, погрузка и выгрузка которых производилась вручную на плохо оборудованных причалах. Процесс подготовки документов был примитивным и медленным, грузы перевозились иностранным тоннажем, а затраты на его фрахтование были очень высокими. Работу по фрахтованию судов выполняли разные организации, и поэтому она страдала отсутствием координации и единства.

В 1925 г. Совет труда и обороны утвердил программу морского транспортного судостроения. В этом же году со стапелей Балтийского завода сошел на воду первый лесовоз советской постройки, получивший название «Товарищ Красин».

Шел второй год первой пятилетки, все больше отечественных товаров продавалось за границу, а на вырученные деньги закупались машины, оборудование, строительные материалы. Развивающаяся внешняя торговля нуждалась в надежном транспортном обслуживании. Множественность выступлений различных советских организаций на фрахтовых рынках должна была быть ликвидирована.

Сведения о количестве и тоннаже судов, зафрахтованных советскими фрахтовыми конторами с 1925 по 1930 год

До 1929 года подавляющая часть внешнеторговых перевозок осуществлялась на инотоннаже, а расходы на его фрахтование занимали второе место среди статей импорта страны. Фрахтовые операции осуществлялись разными организациями: «Добровольный флот», «Госторгфлот», «Центрсоюз», «Нефтесиндикат» и другие, координации и единства в работе которых не было.

8 марта 1929 года вышло постановление СТО о создании АО Народного Комиссариата внешней торговли «Совфрахт». Все ранее созданные конторы перешли в подчинение «Совфрахта». Объединению было поручено вести конъюнктурную работу, изучать ставки фрахтования и координировать расценки.

Фрахтование имело весьма важное значение как орудие внешнеторговой политики СССР. Однако, до создания А/О «Совфрахт» оно не пользовалось вниманием, соответствующим его роли.

Цели создания «Совфрахта» были, что называется, велением времени. Во-первых, это объединение разрозненных фрахтовых ячеек для фрахтования из единого оперативного центра в Москве. Только таким образом можно было на деле осуществить монополию фрахтования.

Во-вторых, это максимальное снижение фрахтовых ставок. Этой цели можно было добиться лишь реальным усилением советского влияния на фрахтовом рынке. Проведение активной фрахтовой политики — вот что требовалось от «Совфрахта».

В-третьих, только объединение позволило бы планировать фрахтовые операции. Планирование было необходимо в отношении выбора наиболее благоприятной конъюнктуры, а также лимитирования наших ставок. И, в-четвертых, требовалось реальное влияние на фрахтовую работу советских экспортных объединений.

Выписка из отчета АО Совфрахт по основной деятельности за 1929 г.
Объем застрахованного тоннажа совесткими фрахтовыми конторами по флагам за 1929 год (тыс.тон)

«Совфрахт» проводил активную политику в области выбора флагов, организовывал локальные конторы на новых рынках. Такие маневры при выборе флагов для наших фрахтов содействовали успеху торговых переговоров с рядом развитых капиталистических государств (Норвегия, Англия, Италия, Греция, Голландия), а также создавали более благоприятные условия при расчетах по торговым балансам.

В течение первой пятилетки (1928-1932 гг.) советский морской флот пополнился 136 судами (построенными в СССР и заказанными за границей). В 1931 г. был создан Наркомат водного транспорта, разделенный в 1939 г. на наркоматы морского и речного флота. К 1932 г. грузооборот морского транспорта достиг уровня 1913 г. и составил 10,9 млрд тонно-миль.

С использованием материалов:
Группа компаний «Совкомфлот» (СКФ)
«Совфрахт – 70 лет». Исторические экскурсы. Юбилейное издание. 1999 год