Сипирин Е.И. рассказал, как ВМФ России и «Совфрахт» вернули в Россию буксиры «Фотий Крылов» и «СБ-408» | Новости | ПАО Совфрахт
Опыт неподвластен стихиям

Сипирин Е.И. рассказал, как ВМФ России и «Совфрахт» вернули в Россию буксиры «Фотий Крылов» и «СБ-408»

26/02/24

В преддверии 95-летия создания «Совфрахта», мы подготовили интервью с Евгением Ивановичем Сипириным — бывшим сотрудником «Совфрахта», который работал в должности Заместителя генерального директора по морским перевозкам, а в настоящее время является советником Президента Российской палаты судоходства. Евгений Иванович поделился воспоминаниями о том, как в состав ВМФ РФ при активном участии «Совфрахта» были возвращены буксиры «Фотий Крылов» и «СБ-408».

— Евгений Иванович, при вашем непосредственном участии в состав Тихоокеанского военно-морского флота были возвращены легендарный буксир «Фотий Крылов» и буксир «СБ-408». Расскажите, пожалуйста, как разворачивались эти события и какова была роль «Совфрахта» в этой операции?

— В тот период я был заместителем генерального директора «Совфрахта» по морским перевозкам. История началась с того, что в 1992 году два буксирных судна «Фотий Крылов» и «СБ-408», которые входили в состав Тихоокеанского флота ВМФ России, были переданы в аренду коммерческой организации и впоследствии путем махинаций были проданы греческой компании. По сфабрикованным документам суда были передислоцированы в иностранные порты, исключены из Государственного реестра судов России, оформлены на иностранную оффшорную компанию, проданы и переименованы.

В начале 1993 г. руководство ВМФ начало предпринимать меры по возврату буксиров. После нескольких неудачных попыток, ВМФ РФ обратились в «Совфрахт» с просьбой об оказании помощи в их возвращении. Это было связано с тем, что еще со времен СССР «Совфрахт» организовывал обслуживание судов ВМФ и содействие им в период пребывания в иностранных портах. У нас был большой опыт работы и налаженные деловые контакты по всему миру.

В 1994 г. в ходе судебных процессов при юридической и финансовой поддержке «Совфрахта», и содействии Посольства РФ в Греции, было заключено мировое соглашение, по которому было признано и восстановлено право собственности Российской Федерации на указанные суда. Суда были переведены под Российский флаг и под технадзор Российского регистра. Тогда действия «Совфрахта» получили высокую оценку командования ВМФ.

— Какая была дальнейшая судьба буксиров?

— На момент освобождения судов от криминального захвата они оказались без работы, а т.к. ВМФ РФ нес существенные расходы по их содержанию, было принято решение передать оба судна в долгосрочную аренду «Совфрахту», которая завершилась в 2007 году. При этом было предусмотрено право ВМФ РФ в случае необходимости выводить суда из аренды и использовать их для выполнения задач, постановленных руководством ВМФ РФ. Учитывая постоянное нахождение буксиров в отдаленных от России регионах, они имели возможность в случае необходимости оказать оперативную помощь подводным и надводным кораблям ВМФ РФ там, где кроме как от этих буксиров указанные корабли не могли получить помощи. При этом расходы по эксплуатации, поддержанию буксиров в надлежащем состоянии, страхованию, оплате труда экипажа, закупке топлива и т.п. полностью оплачивались арендатором, т.е. «Совфрахтом». Что позволило в сложные для ВМФ РФ годы с учетом недостаточного финансирования флота и без привлечения бюджетных источников, сохранить и поддерживать буксиры в рабочем состоянии.

Кроме этого хотелось бы отметить еще одно важное событие из жизни «Совфрахта» — в 2003 году «Совфрахт» организовал и осуществил освобождение и возвращение в состав ВМФ России военного танкера «Аргунь», находившегося под арестом в порту Кейптаун (ЮАР) более 4 лет.

— Евгений Иванович, 8 марта 2024 года «Совфрахту» исполняется 95 лет. Что бы вы пожелали коллегам и компании?

— Уважаемым коллегам и друзьям от меня искренние поздравления по случаю предстоящего славного юбилея — 95-летия легендарного «СОВФРАХТА»!

Желаю Вам доброго здоровья, успехов в Вашей важной и очень нужной работе и исполнения всех планов и начинаний!