Интервью с заслуженным работником «Совфрахта» Праховым Д.В.: «Выход всегда можно найти, даже если все складывается непросто» | Новости | ПАО Совфрахт
Опыт неподвластен стихиям

Интервью с заслуженным работником «Совфрахта» Праховым Д.В.: «Выход всегда можно найти, даже если все складывается непросто»

20/02/24

В этом году АО «Совфрахт» отмечает памятную дату — 95 лет создания организации. В честь этого события мы подготовили серию интервью с сотрудниками компании.

Представляем вашему внимаю первое интервью из цикла с одним из наших заслуженных работников, опытным наставником молодых специалистов «Совфрахта» — Праховым Дмитрием Васильевичем, который в прошлом году отметил 75-летний юбилей и 48 лет жизни посвятил «Совфрахту».

В интервью Дмитрий Васильевич поделился воспоминаниями о своем жизненном пути и уникальном опыте, рассказал о том, как работали структуры «Совфрахта» в СССР и провел некоторые параллели с сегодняшним днем.

— Дмитрий Васильевич, расскажите о себе и как вы начинали работу в Совфрахте? Каким был Совфрахт 70 — 80-х годов?

Возвращаясь к воспоминаниям о начале своего пути, я считаю, что мне было суждено попасть в Совфрахт. Мой дед потомственный волгарь, капитан Волжского пароходства. Прошел три войны: Первую мировую, Гражданскую и был участником Сталинградской битвы Великой Отечественной. Был награжден Ореном Ленина. Он был всегда для меня большим авторитетом и ориентиром. Мое детство прошло в дедушкиной тельняшке и выбор профессии был предопределен.

В Совфрахт я попал по распределению после Института иностранных языков им. Мориса Тореза, где получил специальность переводчик-референт с английского и испанского языков. Совфрахт того периода был очень привлекательным и перспективным местом работы для молодого специалиста. В компании было много профессионалов с большим опытом и деловой хваткой, работая с ними в одной команде, я узнавал все тонкости профессии, учился и рос как специалист. Даже место расположения организации подчеркивало ее значимость, тогда офис был в высотке на Смоленской площади.

С большим энтузиазмом я начал свой карьерный путь в Совфрахте в 1976 году. Можете себе представить, в то время Совфрахт обладал абсолютной монополией на все фрахтовые операции в Советском союзе. Все пароходства и внешнеторговые организации сотрудничали с Совфрахтом, который обеспечивал тоннаж, координировал и регулировал ставки фрахта, чтобы обеспечить экономическую эффективность. Тут приведу данные из статистики — в 1978 году в эксплуатации у «Совфрахта» находилось рекордное количество арендованного тоннажа (5,3 млн. тонн дедвейт). Работа коллектива получила высокую оценку и 17 сотрудников организации Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденами и медалями СССР. Такие результаты очень вдохновляли и, как принять сейчас говорить, мотивировали.

В Дальневосточной фрахтовой конторе Совфрахта я проработал первые 15 лет. Поскольку у меня гуманитарное образование, мне поручили вести статистику фрахтовых сделок. Каждый день был насыщен новыми знаниями, так я получил представление о мировом фрахтовом рынке, судах и ставках фрахта, узнал профессиональную терминологию и специфику. Затем мне дали наставника, который уже обучал меня фрахтовой работе. Тогда еще действовала «Школа молодого совфрахтовца», которую я тоже посещал — специалисты читали лекции, а мы потом сдавали зачеты. Также я закончил шестимесячные курсы повышения квалификации при Академии внешней торговли. Как правило, возможность заниматься фрахтовыми операциями самостоятельно предоставлялась не ранее, чем через два-три года работы. Можно сказать, что старт моей карьеры как фрахтовщика совпал с «золотыми» годами «Совфрахта». В 80-ые страна стала крупнейшим импортером зерна, его завозили отовсюду — США, Канады, Аргентины, Австралии. Наша Дальневосточная контора фрахтовала по 30, а то и больше, иностранных балкерных судов в месяц. Для перевозок зерна была даже создана специальная тайм-чартерная контора, которая оперировала примерно 200-ми судами. Представительства Совфрахта были в Лондоне, Гамбурге, Париже, Нью-Йорке, Генуе и т.д. Система работы была такая: наши зарубежные филиалы подбирали суда по регионам работы и передавали данные в головной офис, далее принималось решение и зарубежный филиал обеспечивал фрахтование.

— В современном мире много инструментов, которые значительно ускоряют взаимодействие и автоматизируют процессы. Как в тот период был организован оперативный обмен информацией с филиалами и партнерами?

Документов было очень много и были четкие регламенты работы с ними. Кстати, и сегодня, важные документы я храню в бумажном виде, навык, который сохранился по сей день. Для оперативной связи мы использовали телексное бюро. На печатной машинке набирался текст, который потом согласовывался с руководителем и передавался в работу телексному бюро. Где сотрудницы, там был женский коллектив, набирали этот текст на ленту и направляли адресату. Такие сообщения доставлялись практически мгновенно — аналог современных телеграмм. В обороте активно использовались сокращения профессиональных терминов на английском языке, унифицированный язык понятный специалистам. Поэтому знание английского языка для фрахтового брокера обязательно. Это сейчас все просто — способов связи миллион, если что-то не знаешь, можно посмотреть в интернете. В то время требования к навыкам и компетенции специалистов были очень высокие. Я считаю, что для фрахтового брокера нет границ в познаниях в морской области и юридических вопросах.

— Как дальше складывался ваш карьерный путь?

В 1991 году я был направлен фрахтовым директором в представительство «Совфрахта» в Италии, а затем был назначен и генеральным директором этой компании, которая называлась «Совиталмаре». В 2001 году я вернулся в Россию в Совфрахт, где и продолжил заниматься фрахтованием и новым видом деятельности — куплей-продажей судов. Мы начали с приобретения судов река-море, потом приобрели 4 балкера. Нам удалось поймать удачный момент и мы выгодно купили эти суда, в дальнейшем эффективно их эксплуатировали. В среднем суда окупались за 5 лет. Мы оперировали флотом, сдавали в тайм-чартер свои суда, отфрахтовывали под экспортные грузы, занимались техническим менеджментом.

— Какие рабочие моменты вам особенно запомнились?

Много было интересного. Благодаря «Совфрахту» я увидел мир, был в командировках в Южной Корее, Австралии, Китае, Японии, Индии и т.д. Получил массу впечатлений и профессионального опыта. Жил и работал в Генуе 10 лет, оброс друзьями и привязанностями, впитал в себя культуру и особенности быта. Выучил язык. Очень полюбил итальянскую кухню и считаю средиземноморскую «диету» лучшей в мире.

— По вашему мнению, какие периоды для Совфрахта были переломными?

Я считаю, что это период после развала СССР. Было очень сложно, разваливались пароходства, например, одно из самых крупных — Черноморское, с которым мы очень плотно взаимодействовали. Сначала пароходство стало работать автономно от нас, а потом расформировалось и осталось без многочисленного флота. Мы, конечно, продолжали работать, но очень снизились объемы. Вытянули благодаря устоявшимся деловым контактам и нашей многолетней заслуженной репутации. Совфрахт занялся железнодорожными перевозками, это тоже позволило удержаться на плаву. Выход всегда можно найти, даже если все складывается непросто!

— 8 марта 2024 года исполнится 95 лет «Совфрахту». Что бы вы хотели пожелать по случаю этой даты?

Я хотел бы поздравить всех сотрудников, ветеранов Совфрахта со знаменательной датой — 95-летием Совфрахта! Пожелать всем крепкого здоровья, счастья, благополучия. Сохранять и продолжать традиции Совфрахта, компании, которая заслужила уважение и почет не только в нашей стране, но и за рубежом!