• hh
    • +7 (495) 258-27-41
      +7 (495) 258-28-79

    Интервью Директора по контрактной логистике «Совфрахт-НН» Алексея Загорулько в газете "Известия"

    22/11

    Все прочее – на аутсорсинг.

    Разделение труда не случайно считается одним из величайших достижений цивилизации. Поэтому в XXI веке узкая специализация предприятия на каком-то одном звене в технологической производственной цепочке только приветствуется. О преимуществах аутсорсинга с корреспондентом «Известий» беседует Алексей Загорулько – директор по контрактной логистике компании «Совфрахт-НН».

     

    Алексей Евгеньевич, в чем заключаются принципиальные преимущества логистического аутсорсинга?

    Сами эти слова – «логистика», «аутсорсинг» - появились в нашем лексиконе сравнительно недавно. Помните, в недалеком прошлом на каждом крупном предприятии был собственный транспортный цех, а то и небольшой железнодорожный цех. На балансе предприятия находились транспортные средства, персонал, гараж, ремонтные базы, склады и т.д. Задачей транспортного цеха, как правило, входившего в состав службы снабжения и сбыта, было обеспечить своевременно получение необходимых компонентов для производства и отправки готовой продукции потребителям. Несомненно руководители предприятий старались оптимизировать свои затраты, но не всегда это получалось.

    Во-первых, бытовало мнение, что собственными силами все доставить надежнее, а, во-вторых, сокращать сотрудников и продавать активы – это всегда непростое дело.

    С приходом в Россию иностранного капитала и особенно когда многие наши соотечественники начали осваивать основы современного менеджмента, стали меняться и подходы к решению транспортных вопросов. Как известно, логистический аутсорсинг – это передача сторонней компании одной или нескольких логистических функций или целых бизнес-проектов. Я уверен, что фраза Тома Питерса, одного из крупнейших специалистов в области менеджмента, бизнес к-консультанта с мировым именем: “Do what you do best and outsource the rest”  - «Делай то что умеешь делать лучше всего, остальное пусть выполнят для тебя другие» - в полной мере отражает смысл понятия «аутсорсинг».

    Сегодня профессиональная команда производственного предприятия обязаны выпускать качественный продукт, а профессиональная команда специализированной транспортной компании, работающей с производственниками по контракту, - обеспечивать это производство качественной логистикой. Выделю несколько основных преимуществ, которые обсуловливают  целесообразность применения логистического аутсорсинга. Это, несомененно, улучшение сервиса, повышение гибкости ценообразования на транспортные услуги, возможность регулирования условий оказания услуги контрактом, когда сам сервис просто по определению не может быть неэффективным или зависеть от каких-либо случайных факторов. Отмечу также очевидную возможность для руководителей предприятий сосредоточиться на основных вопросах развития собственного производства и бизнеса, препоручив логистику и транспорт профессионалам в этой области.

     

    А можете несколько подробнее рассказать, какукю выгоду получает бизнес, переводя снабжение производства на аутсорсинг и заключая с транспортной компанией соответствующий договор?

    В первую очередь это сокращение издержек и повышение эффективности логистических процессов. Мне, как профессионалу, преимущества аутсорсинга вполне понятны. Согласитесь, логистика тоже имеет фиксированные затраты. Это свои склады, транспорт, топливо. Зарплаты сотрудников, обслуживание цепочки поставок. При переводе логистики компании на аутсорсинг транспортная составляющая полностью переходит в раздел переменных затрат, что существенным образом снижает постоянную затратную часть и прямо повышает инвестиционную привлекательность предприятия. Здесь нужно принимать во внимание, что балансовая стоимость активов, обеспечивающих логистические процессы, как правило, очень высока. Еще один положительный аспект перехода на аутсорсинг – логистические компании в этом случае обычно берут на себя также ответстввенность за доставку и вывоз грузов, организацию работы подъездных путей и внутризаводских перемещений товаров.

    С другой стороны, некоторые компании опасаются передавать логистику третьим лицам, не желая увольнять сотрудников, работающих в собственных транспортных подразделениях. Уникальность подхода нашей компании заключается в том, что «Совфрахт-НН» при подписании контракта с предприятием готова принять этих сотрудников в собственный штат, чего не бывает при выделении отдельных логистических функций ряду транспортных компаний.

    Таким образом, благодаря качественному сервису логистических компаний производитель существенно снижает собственные затраты на организацию и обслуживание логистических процессов и как следствие высвобождает ресурсы на развитие основного бизнеса, безусловно, улучшая свои финансовые показатели.

     

    Насколько перспективен вариант встраивания логистической компании внутрь чужого производства?

    Логистический аутсорсинг – сравнительно молодое рыночное направление в нашей стране. Например, наша компания, а мы считаемся одними из пионеров этого рынка, начала сотрудничать с предприятием в 2002 году, оказывая небольшой перечень транспортных услуг, переданных нам на аутсорсинг. В ходе этого периода времени расширялся круг наших партнеров. Неуклонно росли сфера взаимодействия и перечень предоставляемых нами услуг. И этот процесс продолжается. Для выполнения своих обязательств мы приобретаем новые транспортные средства, совершенствуем процесс перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, складирования товаров и материалов. Квалифицированный логистический оператор, вовлеченный в технологически сложные производственные процессы, действительно позволяет снизить затраты  любой компании. Отмечу, что для России немаловажным фактором успеха бизнеса является стоимость услуг, в то время как для западных компаний наиболее важным условием партнерства считается качество услуг логистического оператора. Компания «Совфрахт-НН» постоянно стремится отвечать этим двум критериям: европейское качество услуг за приемлемую цену.

    Этим мы можем заинтересовать более широкий круг наших клиентов, расширяя тем самым свое присутствие на рынке.

     

    В каких  отраслях клиенты наиболее требовательны к качеству предоставляемых вами услуг?

    На этот вопрос ответить невозможно, все клиенты заинтересованы в получении качественной услуги. Это – аксиома. Но самые дотошные и взыскательные потребители логистических услуг полного цикла – международные компании. Они хотят получать в России услуги того же качества, к которым привыкли в других странах. Сегодня рынок логистического аутсорсинга в России переживает очередную волну развития. Пережив кризис 2008-2009 годов, многие отечественные компании начали активно развиваться. Российский логистический аутсорсинг ждет большое, но непростое будущее. Запас для развития нашего сегмента услуг очень велик. Еще недавно, до кризиса, емкость всех логистических услуг в России эксперты оценивали на уровне $120 млрд. Сейчас страна снова возвращается к этим объемам и даже намерена превзойти их.

    Надо понимать, что сама по себе логистика во многом есть функция прежде всего рынка потребления. Чем выше уровень потребления в стране, тем больше приходится специализироваться внешнеторговым компания, производителям, торговым сетям в своей непосредственной деятельности. Тем больше возникает потребность в привлечении для организации цепи поставок товаров квалифицированных логистических операторов и передачи им операций на аутсорсинг.

     

    Много ли компаний, только начинающих свой бизнес, решается на организацию логистической цепочки с «нуля»?

    Можно сказать, что мало кто, начиная новое дело, пытается отказаться от услуг аутсорсинговых компаний. Помнится, в 2005 году перед  компанией            «Совфрахт-НН» была поставлена непростая задача по обслуживанию нового строящегося завода известного европейского бренда Pilkington. Большую часть сырья и готовой продукции предприятие транспортирует по железной дороге. Совместно со специалистами завода мы разрабатывали технологический процесс, обсуждали каждую деталь. Особенно длительные дебаты были с зарубежными специалистами. Для них и для нас это был неоценимый опыт. Для выполнения работ нами был сформирован штат, приобретены два маневровых локомотива и необходимое оборудование. Вместе с менеджментом завода мы прошли и запуск производства, и его наладку. Несколько месяцев тщательно прорабатывали каждую мелочь в производственном процессе, чтобы добиться европейского уровня обслуживания, которого от нас ждали заказчики. В результате и сегодня, по прошествии семи лет, мы продолжаем трудиться на этом предприятии и уверенно смотрим в будущее.

     

    Каким образом обычно строится сотрудничество между транспортной компанией и заказчиком? Какие варианты совместной работы существуют в современной практике?

    Безусловно, принять решение отдать на аутсорсинг управление всей цепочкой поставок, всех логистических процессов непросто для любой компании. Здесь важна и деловая репутация партнера, и фактор доверия к логистическому оператору. Нам приходится находить подход к каждому своему клиенту, связывая воедино набор по-разному востребованных и нередко достаточно разрозненных элементов цепи поставки.

    Клиент, как правило, доверяет разработанному оператором маршруту, предложенной цене, срокам и другим техническим параметрам. Зачастую бывает так, что заказчик приходит со своей схемой поставок с определенными параметрами и требованиями, а логистический оператор, рассчитав рентабельность, стоимость предполагаемых услуг и оценив риски, предлагает к реализации принципиально другую логистику, включая собственно перевозки, перемещения, оформление транспортных и складских документов и т.д. «Совфрахт-НН» учитывает, что каждый клиент индивидуален, что у каждого своя специфика и свои требования. Оператору необходимо найти такое оптимальное решение логистической задачи, чтобы и клиент получил удовлетворение, и сам он не остался без заработка. Всегда хочется пожелать, чтобы желания клиента совпадали с возможностями оператора.