Опыт неподвластен стихиям

1980-1990

В связи с тем, что изменение базового порта обслуживания может разрушить сложившуюся систему наземных и морских фидерных доставок, «Совфрахт» добился закрепления линейного флота в пароходствах в Управлении специализированными хозяйственно-эксплуатационными подразделениями (линейными ХЭГСами).

Вся работа с линейными агентами строилась на основе логистического требования — достижения оптимального экономического эффекта путем совместной хозяйственной деятельности участников логистической транспортной цепи.

В 70-80 гг. В/О «Совфрахт» была осуществлена кардинальная ломка агентского обеспечения перевозок, выразившаяся в организации в основных портах мира собственных и совместных агентских фирм с их отделениями в крупных торгово-промышленных центрах (Франкфурт-на-Майне, Берлин, Базель, Вена, Дюссельдорф, Мюнхен). Особая роль отводилась полугодовым агентским совещаниям с определением загрузочных квот (эллотментов) для каждого агента, координации из действий в регионах зарождения грузов (ФРГ, Чехословакия, Венгрия, Средний Запад США, Калифорния и др.) с ответственностью агентов за их выполнение.

Управление линейным судоходством по схеме «Совфрахт — линейный ХЭГС пароходства — агентская сеть» выдержало серьезное испытание, когда профсоюз докеров восточного побережья США объявил на рубеже 1981-1982 гг., с приходом к власти в Польше правительства Ярузельского, бойкот линии «Baltatlantic», на которой был занят значительный тоннаж контейнеровозного флота (раздавались призывы к бойкоту и других линий, к срыву отправок газовых турбин из Германии — мы сегодня по опыту «рельсовых войн» и «шахтерских сидений» знаем, как организуются подобные мероприятия).

Встал вопрос о передислоцировании флота на новое линейное географическое направление. Оно было осуществлено всего за два месяца, более того, новая линия «Baltorient» выполнила валютное задание 1982 года.

Отделение функции имущественно-хозяйственного управления флотом внутри пароходства от функции технологическо-эксплуатационной, выполняемой линейным ХЭГСом, руководством Минморфлота вскоре было распространено и на флот рейсовый, а также специальный (рефрижераторный, лесовозный и т.д.). Вызвало оно интерес и в судовладельческих кругах на Западе. Так сложилась новая форма эксплуатации флота — судовой менеджмент. В 1988 г. практика судового менеджмента была обобщена в издании БИМКО проформы «Shipman». В это время около 20% от общей численности морских и речных судов находилось в судовом менеджменте. Началась эпоха ослабления конференциальной системы. «Совфрахт» продолжил активно участвовать в работе ряда международных организаций, занимающихся морским судоходством. Через свою компанию «Sovfracht (London) Ltd.» Объединение представлено на Балтийской фрахтовой бирже в Лондоне, является членом-брокером Балтийского и Международного морского совета (БИМКО) и Международной ассоциации судовладельцев (ИНСА), активно участвует в работе Совета по документации БИМКО.

С середины 1988 года началась реорганизация В/О «Совфрахт» в связи с подготовкой к переходу с 1 января 1989 года на полный хозрасчет, в результате которой число подразделений в Объединении уменьшено с 22 до 15, а штат сотрудников уменьшен почти на треть. После реорганизации в состав Объединения входят несколько функционарных подразделений и 9 специализированных фирм.

С 1988 года применяется договорная форма отношений между В/О «Совфрахт» и судовладельцами в области агентирования советских и иностранных судов в иностранных портах.

Объединение заключает со всеми речными и морскими пароходствами хозяйственные договоры, подтверждающие право «Совфрахта» выступать от их имени и в качестве брокера.

С середины 1988 г. началась реорганизация В/О «Совфрахт». Число подразделений было сокращено с 22 до 15, штат сотрудников уменьшен почти на 1/3.

В 1989 создано акционерное общество «Совмортранс» — первая отечественная коммерческая компания, оказывающая услуги по организации мультимодальных и интермодальных, морских контейнерных перевозок.