1970-1980
Опыт неподвластен стихиям

1970-1980

Начиная со второго полугодия 1972 года, особое значение занимало выполнение правительственного задания по обеспечению тоннажем перевозок импортных массовых грузов из США и Канады, в том числе перевозки зерна — более 40 млн. тонн в год.

В 1972 году неблагоприятные погодные условия в Советском Союзе явились причиной решения Советского правительства о закупке зерна (преимущественно кормового) за рубежом. В середине 1972 года Минвнешторг заключил контракт на закупку около 19,5 млн. тонн зерна в США, причем правительство США выставило условие — обязательное участие в перевозках американского флота. Для обеспечения отгрузок указанного количества зерна В/О «Совфрахт» приступило к массовому фрахтованию тоннажа третьих флагов.

На американском фрахтовом рынке и среди представителей американских деловых кругов стал отмечаться все возрастающий интерес, проявляемый к росту доли участия советского морского торгового флота в перевозках грузов иностранных фрахтователей и к активизации деятельности В/О «Совфрахт» на мировом фрахтовом рынке в части фрахтования, перефрахтования и аренды в различной форме (включая бербоут-чартер) иностранного тоннажа в значительных объемах, отфрахтования советского тоннажа под перевозку грузов иностранных фрахтователей на разных направлениях.

В январе 1976 года компания под именем «Sovfracht (USA) INC» была официально зарегистрирована в соответствии с местным законодательством в штате Нью-Йорк. Компания «Sovfracht (USA) INC» работала со 140 американскими фирмами. Помимо непосредственной фрахтовой работы она занималась экономической работой. Доходы компания «Sovfracht (USA) INC» получала преимущественно от американских судовладельцев, ее же деятельность контролировалась советской стороной, поскольку все ее акции принадлежали В/О «Совфрахт».

Весь ход отгрузок зерна в 1979 году на 632 судах (в том числе 117 советских, 509 судов третьих флагов и 6 американских) постоянно контролировался этой компанией. Отдельно стоит отметить, что профессионализм и деловая хватка сотрудников В/О «Совфрахт» позволили зафрахтовать необходимый для массовых перевозок тоннаж, не подняв ставки на мировом фрахтовом рынке ни на чуть. Впоследствии на обескураженном мастерством советских внешторговцев Западе вышла книга под названием «великое зерновое ограбление». Торговый флот России значительно пополнился благодаря судам, взятым «Совфрахтом» в аренду с правом дальнейшего перехода этих судов в собственность нашего государства.

Конец 1979 года ознаменовался дальнейшим ухудшением отношений. А 8 января американская администрация приняла решение о сокращении поставок зерна в Советский Союз. Одновременно руководство профсоюза докеров Восточного побережья и Мексиканского залива США объявило о бойкоте советских судов и грузов. Принятие такого решения в период наибольшего напряжения в зерновой программе, когда у В/О «Совфрахт» находились в аренде 236 иностранных судов, которые оценочно должны были перевезти около 14 млн. тонн зерна, имело целью нанести максимально возможный ущерб советской стороне. Указанные действия американской стороны нанесли значительный ущерб, однако совсем не в той степени, на которую рассчитывали инициаторы враждебного акта.

По инициативе поборников политики «холодной войны» в марте в Конгресе США состоялось обсуждение проекта резолюции, призывающей президента США расторгнуть советско-американское Соглашение о морском судоходстве. Проект резолюции был внесен председателем Комитета торгового флота и рыболовства Палаты представителей, конгрессменом Д.Мэрфи. Он раскритиковал Соглашение за то, что это Соглашение, якобы, представляет советскому торговому флоту односторонние выгоды от участия судов под флагом СССР в перевозках грузов между портами третьих стран и США.

Тем не менее, взаимовыгодный характер межправительственного Соглашения по морскому судоходству явно подтверждают цифры, приведенные Морским Администратором США. На протяжении действия первого и второго соглашения о морском судоходстве, с октября 1972 года по 1978 год, постоянно соблюдался паритет участия судов под флагом СССР и США в перевозках грузов двусторонней торговли. За это время упомянутые судовладельцы обеих стран получили по несколько сот миллионов долларов в виде фрахтовых платежей.

ПО МАТЕРИАЛАМ АПН:

«Оценивая результаты поездки в Манилу, заместитель председателя В/О „Совфрахт“ Сергей Поляков сказал: „Нашей делегации запомнилась встреча и беседа с президентом Филиппин Ф. Маркосом, который тепло принял нашу делегацию. Президент высказался за развитие торгово-экономических связей между Филиппинами и СССР и заявил, что он не видит каких-либо препятствий к установлению нормальных отношений в области коммерческого судоходства“.

Глава советской делегации выразил признательность за проявленное к делегации внимание министру торговли Т. Кьязону, который лично участвовал во многих встречах с представителями филиппинских экспортеров, руководителями отдельных фирм. Министр устроил в честь советской делегации прием, на котором присутствовали многие представители деловых кругов».

В 1978 году в эксплуатации у В/О «Совфрахт» находилось рекордное количество арендованного тоннажа (5,3 млн. тонн дедвейт). Проведенная Объединением работа, связанная с обеспечением тоннажем перевозок импортных грузов, получила высокую оценку, и 17 сотрудников Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденами и медалями СССР.

В этот период В/О «Совфрахт» является хозрасчетной организацией и пользуется правом юридического лица. Фрахтовые операции и организацию агентского обслуживания судов Объединение осуществляет как в Москве, так и через свои 26 смешанных фрахтовых и агентских компаний (в Великобритании, США, Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Греции, Финляндии, Японии и ряде других стран), имеющих 57 дочерних компаний в 24 странах, на долю которых приходится около половины объема отфрахтования советского тоннажа, 2/3 объема фрахтования инотоннажа и более 60% заходов советских судов в иностранные порты. Агентское обслуживание советских судов за рубежом организуется и контролируется также представительствами В/О «Совфрахт» в 90 странах. Деловые связи поддерживаются Объединением с более чем 1500 брокерских, судовладельческих, грузовладельческих, агентских и других фирм.

В 1976 году в Гамбурге «Совфрахтом» была учреждена компания «Трансглоб», которая приняла на себя функцию централизованного слежения за движением каждого контейнера Морфлота в заграничном сообщении и обеспечения централизованной организации ремонта и контроля за техническим состоянием контейнеров в соответствии с требованиями международных конвенций. С МПС СССР было достигнуто соглашение о равночисленном взаимообмене контейнерами между морскими пароходствами и железными дорогами.