Александр Иванов: "Сегодня железнодорожная логистика — бизнес профессионалов, которые не гонятся за сиюминутной выгодой" - интервью для "Коммерсантъ-Логистика"
Опыт неподвластен стихиям

Александр Иванов: "Сегодня железнодорожная логистика — бизнес профессионалов, которые не гонятся за сиюминутной выгодой" - интервью для "Коммерсантъ-Логистика"

20/04
http://www.kommersant.ru/doc/2966304 - Расскажите, пожалуйста, что изменилось в секторе железнодорожных перевозок в последнее время? - Как и в других сегментах транспортного рынка произошла реакция на изменения рыночной конъюнктуры. На фоне снижения объемов торговли с Европой активизировались грузопотоки на внутрироссийских направлениях, а также стало возрастать значение транспортных коридоров, связывающих нас с Азиатско-Тихоокеанским регионом. При этом, хочу отметить важную тенденцию: в структуре грузоперевозок возросла доля качественных, высокодоходных грузов. Таким образом, на внутреннем рынке железная дорога сегодня в меньшей степени используется для перевозок сырья (а если и используется, то речь идет о дорогостоящем сырье, таком, как толуол), а в большей – для транспортировки нефтепродуктов. При этом поставки сырьевых товаров демонстрируют рост в экспортном направлении, так как их доходность повысилась на фоне низкого курса рубля. - С какими проблемами вы сталкиваетесь, осуществляя ж.д. перевозки? - Что такое «проблема»? Это вопрос, который недостаточно изучен, и требует разрешения. В логистике мы сами поднимаем такие вопросы, не дожидаясь, пока они возникнут перед нами - анализируем новые возможности, «играем на опережение» - именно так нам удается развиваться, оставаться на пике инноваций. Часто с «проблемами» к нам приходят клиенты, требуется перевезти груз по определенному маршруту за оптимальную цену и в заданные сроки, сведя к минимуму факторы риска – но на рынке для них нет готового, стандартного решения. Всякий раз мы воспринимаем это не как проблему, а как задачу. Разумеется, рабочий процесс неизбежно связан с трудностями и форс-мажорами, но суть профессионализма состоит именно в том, чтобы обращать их в свою пользу и принимать наиболее эффективные решения, исходя из имеющихся условий. - Занимается ли ваша компания интермодальными перевозками? Насколько они востребованы клиентами? Какие виды смешанных перевозок вы предлагаете уже сегодня? Какие планы у вашей компании на будущее, связанные с развитием данного направления? - Интермодальные перевозки – это настоящее и будущее логистики – услуга, при которой груз проходит сложный маршрут «от двери до двери» с использованием нескольких видов транспорта, накоплением, адресным распределением и т.п. Например, «Совфрахт» осуществляет перевозки в танк-контейнерах, которые проходят часть маршрута по железной дороге, далее перегружаются, например, на автомобили или на водный транспорт. Груз переходит с одного транспортного средства на другое, но при этом все время остается внутри контейнера, что, в конечном счете, позволяет обеспечить его высокую сохранность и существенно сократить логистические издержки. Такие решения выгодны и удобны для грузовладельцев. Намного проще получать услугу в режиме «одного окна», чем взаимодействовать с десятком контрагентов на каждой стадии следования груза. Клиенту нужно только сформулировать свои требования, а дальше мы как интермодальный оператор полностью берем на себя все вопросы, связанные с выполнением поставленной задачи. - Расскажите, как изменились цены на жд перевозки грузов в последнее время? Какие изменения происходят в тарифной политике? с чем это связано? - Вопрос изменения цен на ж.д. перевозки – а именно тарифов на перевозку грузов и на услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, - является предметом пристального внимания государственных органов. Нужно ли повышать тарифы в размере фактической инфляции или их необходимо сдерживать через механизмы административного регулирования – эта дискуссия активно ведется уже не первый год, у каждой точки зрения есть свои защитники и противники. Позитивная тенденция заключается в том, что государство и ОАО «РЖД» приглашают представителей бизнеса участвовать в экспертном обсуждении вопроса индексации тарифов, чтобы итоговое решение было компромиссным для всех участников рынка. Рынку ж.д. перевозок, как и любому другому, идет на пользу конкуренция, когда в основе ценообразования лежат не административные решения, а непосредственная реакция операторов на изменения конъюнктуры, колебания спроса на услугу предоставления вагонов, сезонный фактор, существующие объемы грузовой базы и т.д. - Какие действия осуществляет ваша компания для повышения клиентоориентированности в секторе ЖД перевозок? - Структура нашей клиентской базы очень разнообразна – это и крупные предприятия, и представители малого и среднего бизнеса. Мы стараемся в равной степени поддерживать со всеми контакт, держать руку на пульсе, адаптироваться под их меняющиеся потребности. Участники рынка уже давно поняли, что неэффективно выбирать компанию-перевозчика исключительно по ценовому признаку. Важны также опыт работы, финансовая устойчивость, умение действовать в сложных и конфликтных ситуациях, искать компромисс. Поэтому клиентоориентированность для нас – не просто готовность перевезти груз из пункта А в пункт Б относительно недорого и быстро, это еще и умение понять интересы клиента и предоставить ему такой комплекс услуг, который действительно окажется максимально эффективным именно для его бизнеса. - Как вы считаете, будет развиваться ЖД логистика в ближайшем будущем, какие перспективы вы видите для отрасли? - Времена золотой лихорадки на рынке остались в далеком прошлом. Тогда баланс спроса и предложения сложился таким образом, что появилось много новых игроков, которые инвестировали в активы, находили клиентов и везли грузы, не понимая толком, что такое логистика. В результате профицит подвижного состава на сети РЖД, падение ставок, экономический кризис, усугубленные грузом лизинговых обязательств вынудили многие из таких компаний выйти из конкурентной борьбы. Сегодня железнодорожная логистика – бизнес профессионалов, которые выстраивают долгосрочную стратегию, а не гонятся за сиюминутной выгодой. Я вижу тенденцию к медленному, но устойчивому росту. В 2015 году погрузка на сети снизилась по сравнению с 2014 годом на 1%, но сейчас объемы постепенно восстанавливаются, в частности, за счет активизации грузопотоков во внутрироссийском сообщении. Это менее впечатляющие перспективы, если сравнивать с бурным ростом, который мы наблюдали еще несколько лет назад, зато они обещают прагматичный и прогнозируемый рабочий процесс.