«Неочевидные решения для наилучшего результата»
Опыт неподвластен стихиям

«Неочевидные решения для наилучшего результата»

16/06

- Бизнес-модель light assets forwarding последнее время доказывает свое преимущество по сравнению со стратегией компаний, отягощенными активами, лизинговыми выплатами, необходимостью накоплений на ремонты и т.п. Насколько оно неоспоримо?

- "Asset-light" модель в Европе предполагает, что транспортно-экспедиторская компания активно развивает логистику и технологии перевозки, разрабатывает маршруты, предлагает клиентам смежные услуги – юридическая поддержка, финансирование и т.п. В России без основных средств транспортно-экспедиторская компания становится просто посредником, поэтому в чистом виде "light asset" модель у нас, пожалуй, не встречается. Так, у грузовладельца существует убеждение, что если у компании нет собственных вагонов, реализовать перевозку она не в состоянии. Госкомпании также, осуществляя квалификационный отбор, как правило, включают в условия наличие собственного подвижного состава. В общем, наличие активов – важная репутационная составляющая: на рынке постоянно идет процесс мониторинга, и компании, которые в результате подсчета размера активов оказываются в конце списка, воспринимаются как менее успешные и эффективные.

С другой стороны не только транспортные компании имели возможность убедиться: само по себе владение активами не является залогом успешной деятельности, а даже наоборот – может стать источником убытков.

В результате реализуемой стратегии, которую мы называем 30/70, сейчас мы находимся в более спокойных условиях, чем многие наши партнеры, находящиеся под прессом выплат и низкого рынка. Только 30% работающего у нас парка, флота, автомобилей являются нашей собственностью, остальное – аренда: долгосрочная и краткосрочная

- Ставки на аренду полувагонов и цистерн за последний год упали почти вдвое, причем профицит по обоим наименованиям составляет от 10 до 15% от общего числа. Какие железнодорожные активы в этой ситуации можно назвать перспективными? Инновационные вагоны? Вагоны с повышенной грузоподъемностью? Локомотивы?

- Я считаю, что владение дорогостоящими транспортными активами со временем станет не более чем надежным финансовым инструментом, дающим не самый высокий уровень доходности. Локомотивное хозяйство, конечно, будет развиваться, но на месте РЖД, которая для себя приняла стратегию развиваться в направлении предоставления логистических услуг, я бы этот рынок оставил за собой. Не знаю, позволят ли крупные собственники подвижного состава состояться такому варианту развития событий.  Инновационный подвижной состав является сейчас более инвестиционно привлекательным по причине льготирования тарифа. Решение покупать  специализированный или универсальный парк зависит исключительно от стратегии компании и финансовых возможностей. Наша стратегия – покупать только в случае необходимости.

- Каким образом логистическая компания в нынешних условиях может поддерживать свою конкурентоспособность?

- В нынешних условиях основа конкурентоспособности – это контроль над издержками, диверсификация бизнеса. Работа над повышением коэффициента оборачиваемости, сокращением порожнего пробега, повышением эффективности ремонтов, сокращением административных затрат. Диверсификация в смежных направлениях позволяет нам выстраивать работу в непосредственном взаимодействии с грузоотправителем. В «Совфрахте» мы проповедуем принцип «работа на опережение»: изучаем особенности бизнеса клиента, его цели и задачи, исходя из этого, формируем предложение и пакет услуг. Грузоотправители зачастую рассматривают самый очевидный, но не самый эффективный вариант реализации своих потребностей. Мы видим свою задачу в том, чтобы предложить дополнительные опции, найти неочевидное решение для достижения наилучшего результата в интересах грузоотправителя.  Таким образом, знания, низкие затраты, хороший контакт с грузовладельцами – наши решающие конкурентные преимущества