"За контейнеризацией - будущее", - Генеральный директор АО "Совмортранс" Олег Хайтаров
Опыт неподвластен стихиям

"За контейнеризацией - будущее", - Генеральный директор АО "Совмортранс" Олег Хайтаров

02/02
На мой взгляд, слишком мало прошло времени после окончания 2015 года, чтобы можно было давать объективную оценку ситуации, которую мы наблюдали на рынке логистики в 2015 году. Транспорт всегда является отражением экономики, и тенденции постоянно меняются: что-то растет, что-то падает. Поэтому в январе сложно делать далеко идущие выводы, просто зафиксировав те или иные явления – понять ситуацию по-настоящему можно только взглянув на нее в комплексе, системно и во временной перспективе.

Сейчас мы видим, что объемы импорта резко сократились, что вполне объяснимо при нынешнем курсе валют, когда продавцы не рискуют вкладывать деньги в зарубежные товары, поскольку есть риск, что с падением рубля их себестоимость будет расти, при этом спрос на них среди конечного потребителя будет падать. В этих условиях все активнее работает программа импортозамещения, поскольку цены на товары, произведенные в России и ближнем зарубежье, номинированы в рублях и, следовательно, остаются относительно стабильными. Отсюда мы видим уменьшение грузопотока в контейнерах, так как по территории СНГ универсальные контейнеры используются наравне с вагонами и автотранспортом.

Объемы экспорта при этом не уменьшаются, а на некоторых направлениях растут. Нужно отметить тенденцию: многие экспортеры уходят от балка в контейнеризацию, от оптовых продаж – к работе с малыми партиями грузов в контакте с конечным потребителем. Условно, раньше у нас был один клиент, который отправлял 40 контейнеров в лоте, а теперь это 10 клиентов, по 3-4 контейнера на каждого. В целом объемы растут, но меняется структура экспортных перевозок.

Что касается маршрутов движения контейнеров, давно сложилось мнение, что на расстоянии менее 2000 км. железнодорожный транспорт неконкурентоспособен и характеризуется низким уровнем сервиса – по сравнению с автомобильным. Это было связано, в частности, с тем, что автоперевозчики могли относительно вольно подходить к формированию тарифов: уходя от части налогов, они договаривались с грузовладельцами о «пониженных» ставках, в то время, как железнодорожный транспорт был «связан» государственной тарификацией. Но сейчас, с введением системы Платон, когда тарифы на автоперевозки пересматриваются и ситуация становится более прозрачной, грузовладельцы стали переключать внимание на железную дорогу. Разница в цене между железнодорожным и автомобильным транспортом выравнивается даже на коротком плече, и на первый план выходят такие несомненные преимущества контейнеров, как:
- надежность. В отличие от автомобиля контейнер сложнее вскрыть; так, за последние годы мы активно занимались перевозками табачной продукции, и ни разу (!) от клиента не поступило жалобы на то, что хоть одна коробка была повреждена или изъята из партии;
- ценовая эффективность при интермодальной перевозке. Контейнер позволяет оптимизировать процесс перевозки, особенно в интермодальном сообщении, когда нужно использовать несколько видов транспорта. К тому же, если машину по прибытии на место назначения нужно разгрузить на склад в максимально короткий срок, контейнер можно на длительное время оставить на хранении в любом удобном месте, избегая значительных затрат на простой и при этом не вредя груз.

Как и ранее, я по-прежнему высоко оцениваю перспективы развития контейнерного рынка. За контейнеризацией будущее. Сегодня, говоря об этом сегменте грузоперевозок, мы упускаем из вида ряд факторов, например, значительные объемы грузов идут по территории России в жд вагонах, хопперах, автомобилях, а потом в портах перегружаются в контейнеры и отправляются морем на экспорт. При этом они не учитываются в статистике контейнерных перевозок по РФ.

Большой потенциал есть у специализированных контейнеров – изотермических и рефрижераторных. Учитывая расстояния, которые грузу приходится проходить через нашу страну, таким грузам, как продукты питания, бытовая химия и т.п. требуются особые температурные условия перевозок и хранения.

Таким образом, думаю, не вполне корректно говорить о кризисе рынка контейнерных перевозок. Даже на примере своей компании – АО «Совмортранс», - которая является одним из немногих игроков, который успешно работает на рынке российской логистики с прошлого века, с 1989 года, могу сказать, что услуга перевозки в контейнерах становится все более востребованной среди наших клиентов, и в 2016 году мы планируем продолжить развитие этого направления своей деятельности не только в международном транспортном движении, но и внутри нашей страны.