Генеральный директор ЗАО "Совфрахт-НН" Виталий Лебедев: "Предпосылок к серьезным изменениям пока не наблюдается" - интервью
Опыт неподвластен стихиям

Генеральный директор ЗАО "Совфрахт-НН" Виталий Лебедев: "Предпосылок к серьезным изменениям пока не наблюдается" - интервью

23/10

- Виталий Евгеньевич, аналитики оценивают состояние российской экономики по меньшей мере сдержанно: валютная лихорадка, плохая статистика промпроизводства, низкая инвестиционная активность и пессимистичный прогноз, как минимум, в краткосрочном периоде. Как ситуация развивается в масштабах Вашего региона? 

- В настоящее время ситуация в Нижегородском регионе довольно напряженная. Деловое сообщество всерьез обсуждает надвигающийся спад в экономике. Предприятия замораживают инвестиционные программы, сокращают объемы производства продукции, проводятся мероприятия по сокращению издержек. 

Особенно плохо выглядит автопром. Группа «ГАЗ» проводит массовые сокращения. По информации из прессы, под сокращение попадают около 4 000 работников (при общей численности 26 000). 

Подразделение компании AGC, занимающееся производством автомобильного стекла, летом отправляло весь производственный персонал в неоплачиваемый отпуск на месяц. Их склады готовой продукции забиты под завязку, вполне вероятно дальнейшее сокращение производства. 

Да и другие отрасли промышленности - оборонная, сельскохозяйственная, транспортная - не дают поводов для оптимизма, и предпосылок к каким либо серьезным изменениям, на мой взгляд, пока не наблюдается. 

- Вы упомянули о массовых кадровых сокращениях. Как работодатель Вы считаете, что эта тенденция будет развиваться в транспортной отрасли?

- Возможно, в рамках оптимизации своей деятельности некоторым предприятиям придется прибегнуть к сокращению штата. Но в целом хочу отметить, что транспортная отрасль традиционно испытывает кадровый голод. Это в первую очередь касается представителей рабочих специальностей: всегда востребованы водители, слесари, механики и прочие. В административном персонале дефицита не наблюдается, но часто можно столкнуться с тем (многие работодатели это отмечают), что молодые специалисты, выпускники ВУЗов, недостаточно квалифицированы, и после трудоустройства приходится заниматься их дополнительным обучением внутри компании. 

- Какие ключевые проблемы, на ваш взгляд, стоят на данный момент перед транспортной отраслью? 

- Проблема номер один – это огромный профицит подвижного состава, который наблюдается по всем видам транспорта. Рынок на сегодняшний день всецело находится под контролем грузовладельца. Это системная проблема, из которой «вырастают» другие, не урегулировав ее, мы будем неизменно сталкиваться со снижением эффективности логистики. В нынешней ситуации некоторые точки роста для транспортных компаний возможны лишь по причине перераспределения грузопотоков с одного вида транспорта на другой, например с железнодорожного на водный. Но в целом на увеличение объемов грузоперевозок рассчитывать не приходится. 

- Какие пути выхода из этой кризисной ситуации Вы видите, по крайней мере, в рамках своего региона? Возможно, необходимо объединение усилий на уровне частных компаний, или привлечение госструктур? 

- Общих для региона в целом задач на данный момент я не вижу (за исключением пассажирских перевозок). У каждого грузовладельца есть индивидуальные задачи, с которыми каждый разбирается так же индивидуально. Общий для всей транспортной отрасли ключевой вопрос – профицит подвижного состава. Как он решатся – общеизвестно. 

Задачей будущих периодов, на мой взгляд, будет вопрос наличия мультимодальных комплексов вода-жд-авто. Но этот вопрос ещё не столь актуален, чтобы о нём всерьёз задумалось сообщество грузовладельцев. Тем не менее, некоторые транспортные компании уже начали инвестировать в подобные комплексы. Насколько они будут эффективны пока предполагать нет ни какой возможности. 

Но в целом, повторюсь, ситуация крайне неопределенная. Все известные мне компании предпочитают отложить инвестиционные проекты до лучших времен. Компании, чьи проекты были начаты в прошлые годы, на мой взгляд, столкнутся с невыполнением планов по валовой доходности и будут вынуждены проводить мероприятия по сокращению издержек. .