История становления советского торгового флота и создания АО «Совфрахт» (1918 - 1930-е годы)
Официальной датой рождения советского торгового флота считается 23 января (5 февраля) 1918 г. В этот день был подписан декрет о национализации торгового флота. В нем, в частности, говорилось: «Объявить общенациональной неделимой собственностью Советской Республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям, владеющим морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров, со всем движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивом этих предприятий».
Гражданская война нанесла огромный ущерб морскому флоту. На 1 января 1922 г. на Азовском, Белом и Черном морях по сравнению с 1913 г. оставалось лишь 20% пароходов и теплоходов и 12% парусных судов. При этом необходимо было решать проблему голода, вызванного неурожаем и общей разрухой в стране, и делать это за счет торговли с иностранными государствами, очень интересовавшимися одним из главных предметов российского экспорта — лесом.
В первой половине 1920-х гг. пополнение судового состава шло в основном за счет возвращения русских судов, захваченных иностранными государствами.
Перевод морского флота на рельсы хозяйственного расчета был организационно закреплен постановлением Совета Труда и Обороны от 13 июня 1922 года об учреждении в составе НКПС Государственного торгового флота (Госторгфлот). Были созданы самостоятельные хозрасчетные предприятия в виде четырех государственных пароходств: Северного, Балтийского, Черноморско-Азовского и Каспийского. С этого периода началось систематическое использование торгового флота для экспортно-импортных перевозок.
В 1923 году было создано «Англо-Советское пароходное общество» (АСПО), которое занималось судоходством, морскими и речными перевозками (в дальнейшем общество вошло в состав «Совфрахта»).
Постановлением от 18 июля 1924 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил учредительный договор между Народным комиссариатом путей сообщения и Народным комиссариатом внешней торговли об образовании акционерного общества «Советский торговый флот» (Совторгфлот). Совтогфлот объединил всю эксплуатационную и коммерческую деятельность торгового флота СССР. Уже в следующем году численность судов Совторгфлота достигла 141 единицы и он вышел на безубыточный уровень работы.
Однако морской флот республики Советов — это паровые суда, погрузка и выгрузка которых производилась вручную на плохо оборудованных причалах. Процесс подготовки документов был примитивным и медленным, грузы перевозились иностранным тоннажем, а затраты на его фрахтование были очень высокими. Работу по фрахтованию судов выполняли разные организации, и поэтому она страдала отсутствием координации и единства.
В 1925 г. Совет труда и обороны утвердил программу морского транспортного судостроения. В этом же году со стапелей Балтийского завода сошел на воду первый лесовоз советской постройки, получивший название «Товарищ Красин».
Шел второй год первой пятилетки, все больше отечественных товаров продавалось за границу, а на вырученные деньги закупались машины, оборудование, строительные материалы. Развивающаяся внешняя торговля нуждалась в надежном транспортном обслуживании. Множественность выступлений различных советских организаций на фрахтовых рынках должна была быть ликвидирована.
До 1929 года подавляющая часть внешнеторговых перевозок осуществлялась на инотоннаже, а расходы на его фрахтование занимали второе место среди статей импорта страны. Фрахтовые операции осуществлялись разными организациями: «Добровольный флот», «Госторгфлот», «Центрсоюз», «Нефтесиндикат» и другие, координации и единства в работе которых не было.
8 марта 1929 года вышло постановление СТО о создании АО Народного Комиссариата внешней торговли «Совфрахт». Все ранее созданные конторы перешли в подчинение «Совфрахта». Объединению было поручено вести конъюнктурную работу, изучать ставки фрахтования и координировать расценки.
Фрахтование имело весьма важное значение как орудие внешнеторговой политики СССР. Однако, до создания А/О «Совфрахт» оно не пользовалось вниманием, соответствующим его роли.
Цели создания «Совфрахта» были, что называется, велением времени. Во-первых, это объединение разрозненных фрахтовых ячеек для фрахтования из единого оперативного центра в Москве. Только таким образом можно было на деле осуществить монополию фрахтования.
Во-вторых, это максимальное снижение фрахтовых ставок. Этой цели можно было добиться лишь реальным усилением советского влияния на фрахтовом рынке. Проведение активной фрахтовой политики — вот что требовалось от «Совфрахта».
В-третьих, только объединение позволило бы планировать фрахтовые операции. Планирование было необходимо в отношении выбора наиболее благоприятной конъюнктуры, а также лимитирования наших ставок. И, в-четвертых, требовалось реальное влияние на фрахтовую работу советских экспортных объединений.
«Совфрахт» проводил активную политику в области выбора флагов, организовывал локальные конторы на новых рынках. Такие маневры при выборе флагов для наших фрахтов содействовали успеху торговых переговоров с рядом развитых капиталистических государств (Норвегия, Англия, Италия, Греция, Голландия), а также создавали более благоприятные условия при расчетах по торговым балансам.
В течение первой пятилетки (1928-1932 гг.) советский морской флот пополнился 136 судами (построенными в СССР и заказанными за границей). В 1931 г. был создан Наркомат водного транспорта, разделенный в 1939 г. на наркоматы морского и речного флота. К 1932 г. грузооборот морского транспорта достиг уровня 1913 г. и составил 10,9 млрд тонно-миль.
С использованием материалов:
Группа компаний «Совкомфлот» (СКФ)
«Совфрахт – 70 лет». Исторические экскурсы. Юбилейное издание. 1999 год