Гудок: Конкуренцию сохранят. Новый консорциум скоординирует работу коммерческого флота в Арктике | Новости | ПАО Совфрахт
Опыт неподвластен стихиям

Гудок: Конкуренцию сохранят. Новый консорциум скоординирует работу коммерческого флота в Арктике

29/06/16
Транспортные группы «Совфрахт» и FESCO, а также ООО «Оборонлогистика» образовали консорциум, в рамках которого предполагается сформировать большой пакет нормативных документов. В частности, компании подготовят предложения по созданию единой транспортно-логистической схемы доставки грузов и тарифной базы стоимости транспортных услуг, перевозок фрахтовых единиц и в целом разработают комплексную модель развития Арктической транспортной системы (АТС).
«На данный момент основная задача консорциума и «Совфрахта» в частности – разработать тарифное руководство, которое после утверждения в ФАС может быть ценовым ориентиром для коммерческих грузов и основой для ценообразования госструктур. Мы планируем привлечь к сотрудничеству заинтересованные ведомства, грузовладельцев и участников рынка, которые в дальнейшем смогут пользоваться тарифным руководством и сохранят за собой право выбирать альтернативные маршруты и способы доставки, а также самостоятельно фрахтовать средства перевозки», – пояснил «Гудку» Председатель Правления ПАО «Совфрахт» Дмитрий Пурим.

Для разработки модели АТС консорциум будет взаимодействовать с администрациями всех полярных территорий, Минтрансом, Министерством развития Дальнего Востока, Корпорацией развития Камчатки и другими заинтересованными организациями. В ней должно быть заложено решение, как обеспечить бесперебойную и многовариантную доставку грузов и пассажиров в арктической и курильской островных зонах.

«Совфрахт» будет выполнять функции Западного штаба морских операций «Севморпути». За основу тарифной политики стоимости доставки грузов в любой пункт Арктики и из него с учётом всех возможных сборов, способов разгрузки и видов (кроме углеводородов) будет взято тарифное руководство группы.
«Несмотря на то что работа в Арктике – это сложнейший процесс, мы стремимся к тому, чтобы потребителю услуг было удобно, при этом сохранив конкурентную среду. Таким образом, думаю, уже в следующем году использование услуг консорциума станет таким же простым и понятным, как «Яндекс-такси». Он будет обеспечивать предоставление услуг в Арктике по гарантированной цене, не принуждая к работе грузовладельцев, способных найти более эффективные решения. По сути, сохранение конкурентной среды перевозчиков будет обеспечено тем, что консорциум станет оператором линии или сервиса, а не флота (по аналогии с NVOCC), то есть общественным перевозчиком, способным предоставлять сервис, включая фрахт, погрузочно-разгрузочные работы, а также все сборы. Фактически тарифная политика консорциума – это бенчмарк для участников рынка. Повторюсь, что деятельность консорциума не распространится на экспортные перевозки углеводородов», – подчеркнул Дмитрий Пурим.

Сейчас работа коммерческого флота в Арктике не скоординирована, что влечёт дополнительные расходы, которых можно избежать. В частности, оптимизация работы ледоколов и максимальное использование ёмкости задействованного флота позволят уменьшить величину так называемого мёртвого фрахта. По мнению председателя правления «Совфрахта», основа эффективной координации – не административные, а экономические способы, в частности создание единой тарифной базы (ЕТБ). При этом тарифная политика, которую консорциум будет защищать в ФАС, должна быть интересной и для грузовладельцев, и для судовладельцев. Понятные экономические прогнозы дадут возможность не только правильно рассчитать стоимость перевозки, но и обеспечить её по гарантированным ценам. Прогнозы по объёмам груза и стоимости перевозки позволят судовладельцам планировать работу флота, а также его обновление.
«Кроме того, ЕТБ может стать значимым фактором повышения эффективности оказания услуг в Арктике. На её основе можно создать линейные маршруты по доставке грузов в любую точку региона с учётом всех затрат: на средства доставки различными видами транспорта, погрузочно-разгрузочные работы, в том числе на необорудованный берег и с учётом всех сборов. Помимо прозрачных тарифов в рамках ЕТБ должна быть обеспечена удобная IT-платформа для пользователей, которые хотят заказать услугу по транспортировке в Арктическом регионе», – уточнил Дмитрий Пурим.

Развитие единой транспортно-логистической системы доставки грузов в Арктике, по оценке специалистов «Совфрахта», должно начаться с формирования штаба морских операций на Западе и на Востоке. В работе будет задействован флот крупных судовладельцев – Северного морского, Дальневосточного морского пароходств, «Азии Шиппинг» и других. Средства разгрузки на необорудованный берег будут обеспечены «Совфрахтом» и его партнёрами. Порты Мурманск, Архангельск, Сабетта, Кандалакша, Владивосток готовы качественно обрабатывать весь предъявленный объём.

Похоже, что внятное понимание того, как будет действовать и решать поставленные задачи консорциум, в настоящий момент есть только у «Совфрахта», так как в FESCO и в «Оборонлогистике» от комментариев отказались.

Тем не менее в заявленных целях созданного сообщества отмечается, что бесперебойная и многовариантная доставка грузов и пассажиров будет создаваться и в интересах дислоцирующихся в Арктике подразделений ВС РФ. Поэтому судоходной компании «Оборонлогистика», которая подведомственна Минобороны, здесь отводится явно не последняя роль – она оказывает логистическую поддержку АО «Оборонстрой».
«И FESCO явно заинтересована в развитии логистики в Арктическом бассейне. Совсем недавно компания объявила о разработке транспортных маршрутов Юг – Север. Речь шла и об использовании северных морей, морских портов, а также о привлечении под это крупных инвестиций», – отметил президент Евро-Азиатской логистической ассоциации Николай Титюхин.

По его мнению, полноценное развитие Северного морского пути вполне возможно. И для развития северных территорий необходима транспортная доступность, которая должна быть определена экономикой портов и регионов, прилегающих к северным маршрутам.

В то же время, как считает заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы Михаил Брячак, вряд ли работа консорциума будет успешной.
«Этим должна непосредственно заняться правительственная структура, а не объединение, консорциум или корпорация. На федеральном уровне у нас есть администрация Северного морского пути и другие организации, которые имеют к нему отношение. Здесь нужен госорган, который бы получил задание от правительства на разработку нормативов для развития логистики в зоне Арктического бассейна и освоение этого маршрута. Я не думаю, что объединение, в которое вошли даже такие крупные компании, может быть эффективным в достижении поставленных целей», – резюмировал Михаил Брячак.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1341890