«Желанию уехать за границу подвержены слабые люди» - интервью Дмитрием Пуримом на lenta.ru | Новости | ПАО Совфрахт
Опыт неподвластен стихиям

«Желанию уехать за границу подвержены слабые люди» - интервью Дмитрием Пуримом на lenta.ru

23/12/15
Одним из важных условий успешного бизнеса является умение выстраивать взаимоотношения с людьми, считает Председатель Правления логистической компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим. И он знает, о чем говорит: в нынешнем году в рамках международного конкурса компании EY «Предприниматель года 2015» в России Дмитрий завоевал главную награду — титул национального победителя, а также стал лучшим в номинации «Транспорт». В интервью «Ленте.ру» Дмитрий Пурим рассказал о том, какой бизнес считает цивилизованным и где найти возможности для самореализации. 

«Лента.ру»: В чем специфика вашего бизнеса? Были ли у вас примеры для подражания — некие образцы, учителя, на которых вы ориентировались, принимая решения? 
Дмитрий Пурим: Специфика бизнеса в том, что компетенции «Совфрахта» распространяются на оказание логистических услуг в сфере железнодорожного, морского и речного транспорта. Перевозки крупногабаритов, нестандартных, в том числе сборных грузов — в настоящее время активно развивающийся сегмент, так же как и арктическая логистика. В 2014-2015 годах прорывом стали решения по организации погрузочно-разгрузочных работ в Арктике, за которые «Совфрахт» получил премию Министерства транспорта «Формула движения» в номинации «Лучшее логистическое решение». 
Конечно, без образцов для подражания человек не может развивать в себе здоровые амбиции. Кроме родителей я бы назвал своими ориентирами А.Н. Чилингарова и Р. Амундсена — это люди героических профессий, с невероятным характером, уровнем самоотдачи, при этом им сопутствует везение. Они буквально притягивают к себе удивительных людей. Сегодня предприниматель — это тоже профессия героическая. 

- Многие молодые люди стремятся уехать из России, чтобы самореализоваться, — считают, что там проще создать собственный бизнес. Согласны ли вы с этим распространенным мнением? 
- Мне кажется, в России таких тенденций меньше, чем в соседних странах. Хотя возможности самореализации для людей, которые хотят создать бизнес в России, сегодня не так очевидны, как было в начале 90-х. Причина этого — и политика государственного капитализма, и неконтролируемое распространение сетевых компаний, и, конечно, коррупция в тех или иных проявлениях. Только в последнее время бизнес ощутил поддержку. Я бы, например, на месте молодого человека, выпускника Высшей школы бизнеса МГУ, крепко задумался бы, что выбрать — спокойную работу в госкомпании или риски предпринимательства. Мне кажется, желанию уехать за границу подвержены слабые люди, сильным стоит попытаться найти свой путь, собрать команду единомышленников, на которых можно положиться. Примеров достаточно и в «Совфрахте». Так, например, у нас все лидеры направлений выросли внутри компании, они развили компетенции, которых еще несколько лет назад не было. 

- Что сейчас в первую очередь нужно, кроме стартового капитала, чтобы начать в России собственное дело молодому человеку с идеей? 
- Помимо того, что я перечислил выше, думаю, нужно уметь выстраивать взаимоотношения с людьми. Одной из самых сложных задач, стоящих перед любым бизнесменом, является налаживание коммуникации с партнерами, подчиненными, инвесторами, конкурентами. Далеко не все способны ясно мыслить и выражать свои мысли. Решение лежит в области терпеливого (не эмоционального) воспитания нужных качеств и компетенций. 

- Как вы понимаете понятие «цивилизованный бизнес»? Подпадает ли под это определение современный российский бизнес? 
- Цивилизованными я называю компании, которые добиваются успеха исключительно за счет собственной эффективности и инновационных решений, у которых нет доступа к дешевым кредитным и трудовым ресурсам, которые ведут честную конкурентную борьбу, дорожат своей репутацией, платят налоги. В России такие компании есть, большинство из них работают не в сырьевом сегменте. В этом году я стал членом Генсовета общероссийской общественной организации «Деловая Россия», которая является центром притяжения именно для таких компаний. Это площадка для взаимодействия бизнесменов, которые глубоко интегрированы в систему гражданского общества и выстраивают свои стратегии на долгосрочной основе в соответствии с интересами нашей страны и в открытом диалоге с государством. 
Рецепт успеха для цивилизованного бизнеса я вижу такой: не бояться, не идти на компромисс с совестью, иметь смелость отказываться от незаконных схем, не выбирать между двух зол, искать свое решение в приемлемых для бизнеса областях риска. Бизнесу, который находится не в тени, бояться административного давления сейчас просто стыдно. Уверен, что развивающееся движение наделения региональных бизнесменов с безупречной репутацией правами омбудсмена по защите прав предпринимателей — правильный тренд. Это механизм очень действенный, он лежит в русле политики руководства страны, и он работает. Очень важно формирование новой морали бизнеса: без обмана, без грабежа страны, без коррупции, без компромисса с совестью. 

- Есть мнение, что кризис — полезная для бизнеса вещь. Вы согласны с таким утверждением? Как вы переживаете кризис? 
- Кризис — как прививка от гриппа. Неприятно, но действенно. Не только для нас, но и для других кризис — это не повод испугаться и свести деловую активность к минимуму. Наоборот — это вызов, возможность найти новые решения и новые идеи в ограниченные сроки, с одной стороны, с другой — необходимость корректировать стратегию компании. Так, инвестиционная стратегия нашей компании сложилась в кризисный период 2008-2009 годов. Мы ее называем 30/70: только 30 процентов работающих у нас активов (железнодорожный парк, флот, авто- и погрузочная техника) являются нашей собственностью, остальное — аренда. Позже мы узнали, что такой тип бизнеса описан как «asset light forwarding». Благодаря этой стратегии сейчас мы работаем в более спокойных условиях, чем многие наши партнеры, находящиеся под гнетом финансовых обязательств. Думаю, для многих российских компаний время искать внутренние резервы и сокращать издержки еще не упущено. 
А в целом хочу сказать, что сегодня в российском бизнесе огромное значение приобретают сотрудничество, ответственное партнерство, развитие совместных проектов и перспектив внутри страны, без расчета на поддержку иностранных финансовых ресурсов и технологий. 

- Почему вы решили принять участие в международном конкурсе компании EY «Предприниматель года» в России? Рассчитывали на победу? Ведь конкуренты там сильные.
- Участие в конкурсе — это возможность получить объективную оценку положения компании со стороны независимого жюри. Полезно услышать мнение со стороны, особенно от выдающихся представителей бизнеса, власти, научных кругов. Такие масштабные мероприятия как национальный этап международного конкурса «Предприниматель года» — прекрасная возможность пообщаться с профессионалами, завязать новые деловые контакты, расширить кругозор.
 Я, конечно, очень рассчитывал на победу в номинации «Транспорт», потому что это означало бы признание успеха, которого «Совфрахт» добился за последние годы. Но получение главной награды — титула национального победителя конкурса «Предприниматель года 2015» в России — стало для меня полной неожиданностью. Пользуясь случаем, хочу сказать, что считаю эту победу общей заслугой команды «Совфрахта». Без нее этот успех не состоялся бы.

- Что вам дало участие в конкурсе «Предприниматель года»? Изменилась ли как-то ваша жизнь, ваш бизнес после победы в конкурсе? 
- Сам процесс участия был очень интересным. Раз уж мне представилась такая возможность, я призываю предпринимателей не стесняться и пробовать силы в национальном этапе международного конкурса, который ежегодно организовывает в России компания EY. 
Благодаря участию в конкурсе «Предприниматель года» я познакомился с людьми, которые добились успеха в различных областях, с ранее не известными мне бизнес-моделями. Я ведь не только менеджер, я предприниматель, а следовательно — потенциальный инвестор. Было чему поучиться и у организатора конкурса — компании EY. Системному и профессиональному подходу, например. Следует отметить, что конкурсанты не чувствовали себя конкурентами, — скорее соратниками. 
Я рассчитываю, что подготовка к международному этапу конкурса не отразится на моей текущей деятельности. Хочется достойно представить Россию на международной арене, ведь мы максималисты. Мне обещали помочь победители прошлых лет — например, Алексей Репик, лидер «Деловой России», председатель совета директоров ГК «Р-Фарм». Буду, конечно, готовить группу поддержки, желающие поддержать есть. Верю в то, что смогу одержать победу.