Генеральный директор АО «Совмортранс» Олег Хайтаров: «Нас выбрало уже больше 3000 клиентов, и мы смогли удовлетворить потребности их бизнеса» | Новости | ПАО Совфрахт
Опыт неподвластен стихиям

Генеральный директор АО «Совмортранс» Олег Хайтаров: «Нас выбрало уже больше 3000 клиентов, и мы смогли удовлетворить потребности их бизнеса»

15/12/15
- Олег Николаевич, расскажите об итогах 2015 года? Каким он стал для компании «Совмортранс»? Какие приоритеты, задачи, вопросы стоят перед компанией на сегодняшний день.

- Год оказался сложным – не только для нас, но и для всей страны. Тем не менее, «Совмортрансу» удалось сохранить свои позиции и добиться прогресса по ряду направлений деятельности. Спектр логистических услуг, которые «Совмортранс» оказывает своим клиентам, непрерывно расширяется и уходящий год, к примеру, ознаменовался тем, что компания начала предоставлять услугу складского ответственного хранения, которая включает в себя обработку продукции на складе, дистрибуцию и доставку грузов по России.
Мы продолжаем расширять свои профессиональные компетенции, ищем новые решения, которые по максимуму будут удовлетворять потребности наших клиентов. Например, в новый для себя сегмент складского операторского  обслуживания «Совмортранс» решил войти именно после ряда обращений клиентов, которые отмечали, что подобный сервис был бы для них актуален.
Мы стремимся диверсифицировать бизнес, оптимизировать цепочки поставок, максимально повысить устойчивость товародвижения. Цель в том, чтобы грузовладелец передавал нам груз, и с этого момента мы бы полностью брали на себя ответственность за весь процесс доставки, который включает в себя и разработку маршрута движения, и координацию различных видов транспорта, и оформление необходимых документов, и складирование. Это сложная, комплексная работа, и «Совмортранс» благодаря своим широким компетенциям уже сегодня готов делать ее, осуществляя унифицированное логистическое обслуживание клиентов.

- Как руководитель крупной компании, которая работает по всей территории нашей страны, вы считаете, транзитный потенциал России может быть реализован ближайшие годы? Декларируется множество программ и проектов, направленных на его усиление.  Насколько они реалистичны на ваш взгляд и есть ли на данный момент  успехи в этом направлении? Будут ли успешен БАМ и Транссиб?
- В отношении транзитного потенциала БАМа и Транссиба у меня всегда были сомнения, связанные не с технической стороной вопроса, а с административно-политической.  Для того, чтобы грузы в свободном транзите проходили через байкало-амурскую магистраль или транссибирскую магистраль, а потом уходили в Европу или возвращались назад недостаточно правовых документов. Да, существуют вопросы таможни, вопросы карантина, ветеринарной службы и прочих. Цель в том, чтобы груз мог переходить с одного вида транспорта на другой и с одного отрезка пути на другой по одному сквозному документу и по одним правилам, чтобы маршрут был единым целым. Технически это возможно – но нужна политическая воля участников транзита об этом договориться (Россия, страны Юго-Восточной Азии, страны Европы).
Основной транзитный потенциал БАМа и Транссиба, на мой взгляд, заключается в транзите грузов внутри России, в снабжении дальневосточных регионов и Сибири, потому что большинство промышленных предприятий и производств находится в западной части Российской Федерации, а БАМ и Транссиб – это кровеносные сосуды, по которым их продукция должна перемещаться.
У нас огромнейшая, самая протяженная в мире страна, железная дорога, несравнимая с другими транзитными коридорами. Нужно обеспечить движение по ней (ЖД)как с запада на восток, так и с востока на запад с собственными товарами (продукты питания, промышленного производства и проч, в большем объеме)  - тогда появятся рабочие места, выручка, экономика будет подниматься. Нужна оптимизация, а не дотации. Тогда и транзитный потенциал дороги будет востребован.

- По оценке агентства Infranews, оборот контейнерного рынка упадет в 2015 году на 24%, то же самое произойдет с гружеными контейнерами, впоследствии, в 2016 году, рост составит не более 5-6%, драйвером станет железная дорога. Как бы вы прокомментировали эту оценку?
- Рано, я думаю, давать оценку 2015 году – слишком мало времени прошло. Даже в следующем году мы еще не сможем оценить его адекватно, с правильными выводами и анализом. То, что сейчас происходит в политике и экономике – это результаты процесса, начавшегося 3-5 лет назад, когда закончилась эпоха роста. Сейчас нужно оценивать не столько объемы перевозок, сколько тактику работы, маржинальность, затраты – то есть факторы, на которые мы объективно можем повлиять.
Насчет контейнерного бизнеса «Совмортранса» могу сказать, что он растет, что клиентов у нас стало намного больше, хотя, если раньше один клиент отправлял 40 контейнеров в лоте, то теперь норма – это 3-4 контейнера на одного клиента. Но объем мы не теряем – за три года наши объемы удвоились, увеличился оборот, выросло количество контейнеров и денег. Как руководитель я оцениваю работу «Совмортранс» удовлетворительно и считаю, что у нас есть большой потенциал роста, мы видим куда двигаться дальше.

- Что касается работы в портах, какие изменения вы отмечаете в конкурентной среде по сравнению  с докризисным периодом?
- Сейчас  основные контейнерные порты снизили свой оборот, если сравнивать с  длительным периодом, который продолжался до 2009 года. Действительно, объемы упали, но с контейнерами стали работать небольшие порты и на сегодня контейнер - универсальное транспортное средство: может не быть балка, но контейнеры есть всегда, компании хотят работать с контейнерами, сейчас даже оптовые партии стали разбивать на контейнерные партии, работать с розницей. Поэтому я считаю, что за контейнеризацией будущее. Это было сказано 25 лет назад, и это будущее еще не пришло. Все впереди. Но совершенно точно то, что бизнес этот очень перспективный.

- Расскажите об опыте «Совмортранс» в части оптимизации работы портов и терминалов. Например, об успехе работы в Рыбном порту. А также о том, какова в данный момент политика компании в отношении активов.
- Действительно, мы заходили работать в Рыбный порт, когда там не было контейнерных линий. На сегодняшний день их 10, и за 9 месяцев привечено в порт более 40 000 TEUs. Конечно, это успех и коллектива компании «Совмортранс».  Порт получил новый бизнес, мы получили новые возможности и оптимизацию затрат. На мой взгляд, в 2016 году нам еще предстоит развить успех.
В целом, могу сказать, что «Совмортранс» сегодня можно использовать как площадку для развития любого порта: мы можем и привести коммерцию, и настроить операции для успешной работы. При этом мы отвечаем за качество работы: нас выбрало уже больше 3000 клиентов, и мы смогли удовлетворить потребности их бизнеса.