Дайджест новостей, 4 сентября | Новости | ПАО Совфрахт
Опыт неподвластен стихиям

Дайджест новостей, 4 сентября

04/09/13

Тамань построят за счет инвесторов, 28 июля, Ведомости

Минфин предлагает президенту Владимиру Путину отказаться от традиционной модели управления и финансирования портов в пользу «бизнес-модели частного сервисного порта», говорится в проекте доклада об эффективности расходов федерального бюджета (будет представлен президенту в сентябре). Новую концепцию Минфин предлагает реализовать при строительстве сухогрузного района порта Тамань. По расчетам ведомства, доля госинвестиций должна снизиться с нынешних 33% до 20-10% (с 45,6 млрд руб. до 22,8 млрд руб.). Бюджет, таким образом, сэкономит от 30,4 млрд до 53,2 млрд руб., отмечает Минфин в своих материалах.

Общая стоимость проекта порта Тамань — 228 млрд руб. Государство должно было предоставить 115,5 млрд руб., остальное — инвесторы. Но в бюджете на проект предусмотрено только 76 млрд руб., дефицит — 40 млрд руб. Росморпорт и министр транспорта Максим Соколов на совещании у президента предлагали профинансировать его инвесторам либо за счет «смешанного финансирования». Проект уже проходит госэкспертизу, говорил министр.

 

 

Маршрут исправлен, 28 августа, Российская газета

Во вторник 27 августа кабинет министров уточнил долгосрочную Транспортную стратегию страны с учетом существующего положения дел в экономике.

Действующая версия документа, рассчитанного сразу до 2030 года, была принята еще в конце 2008 года. Теперь потребовалось внести в стратегию изменения, поскольку произошли серьезные перемены в состоянии экономики.

Последние десятилетия оказались в целом удачными для транспортной отрасли. Грузооборот, сообщил министр транспорта Максим Соколов на заседании правительства, вырос за 10 лет на 30 процентов, перевалка грузов в российских портах достигла 567 миллионов тонн, что на 40 процентов больше, чем в 1988 году. В предыдущие пять лет реализации Транспортной стратегии построено и реконструировано 24 тысячи километров федеральных и региональных автомобильных дорог, сданы в эксплуатацию и обновлены взлетно-посадочные полосы в 23 аэропортах. "Несмотря на значительные успехи, транспортная система России не способна удовлетворить спрос со стороны растущих сегментов экономики", - признал вместе с тем глава минтранса.

Премьер-министр Дмитрий Медведев обратил в этой же связи внимание, что планы по развитию транспортной инфраструктуры должны быть увязаны с развитием других отраслей экономики, а также учитывать потребности регионов. "Нужно стремиться к тому, чтобы реконструировать, строить, создавать транспортные объекты по современным технологиям в разумные сроки и по приемлемым ценам, а с этим у нас большие проблемы", - заявил председатель правительства. Рекомендовал он не забывать и об экологической составляющей - снижать влияние транспорта на экологию нужно за счет перехода на экологичные виды топлива.

 

 

Румыния поставила крест на Nabucco, 29 августа, Коммерсантъ

Власти Румынии фактически признали окончательный провал проекта транснационального газопровода Nabucco West. Президент страны Траян Бэсеску потребовал, чтобы Евросоюз вернул €23 млн, потраченные Бухарестом на Nabucco West, с помощью которого Румыния намеревалась сократить зависимость от "Газпрома". По мнению Бэсеску, Бухарест "вправе получить компенсацию", учитывая, что Румыния "никогда не колебалась" в выборе между российским проектом газопровода South Stream и Nabucco, "твердо высказываясь" за участие во втором проекте, так как он "соответствует интересам ЕС".

В Брюсселе считают, что претензии не по адресу: решение отказаться от Nabucco принял консорциум компаний—разработчиков азербайджанского месторождения Шах-Дениз.

Проект газопровода Nabucco West рассматривался консорциумом по разработке азербайджанского месторождения газа Шах-Дениз как один из вариантов доставки сырья через Турцию в Европу. Его маршрут должен был пройти через Болгарию, Румынию и Венгрию до Австрии. Через Болгарию и Венгрию также должен идти газопровод "Газпрома" South Stream, но он пройдет не по румынской (такой вариант рассматривался), а по сербской территории. Но в конце июня консорциум "Шах-Дениз" сделал выбор в пользу альтернативного маршрута доставки азербайджанского газа через Грецию и Албанию до Италии по газопроводу TAP.


 

Лишние вагоны, 29 августа, Ведомости

Операторы собираются предложить правительству регулировать число вагонов в сети РЖД — так решило НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» на очередном заседании. В ближайшее время НП направит письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу с инициативой «разработать комплекс мер по корректировке парка». Среди мер стимулирование производства типов подвижного состава, которых в сети дефицит (рефконтейнеры, зерновозы, цементовозы), и ограничение — вагонов, которые в избытке (полувагоны). 

Из-за обновления парка железнодорожных операторов и замедления темпов погрузки в сети РЖД образовался профицит в 170 000-200 000 вагонов, из них 120 000 — полувагоны, говорится в материалах НП. Из-за этого операторы работают на уровне окупаемости (ставки аренды на вагоны упали до 650-750 руб. в сутки за вагон).

 

 

«Роснефть» может попасть в Книгу рекордов Гиннесса, 29 августа, РБК Daily

«Роснефть» подала заявки в Книгу рекордов Гиннесса и Книгу рекордов России на мировой рекорд по перевозке самого крупногабаритного объекта на самое дальнее расстояние.

По ее заказу «Спецтяжавтотранс» должен перевезти четыре реактора общей массой 2500 т на 12 тыс. км для Ачинского НПЗ. Председатель правления подрядной организации Сергей Тропин говорит, что операция завершится к октябрю, если не случится форс-мажора.


 

НМТП реструктурирует долг, 30 августа, Ведомости

У группы НМТП (принадлежит СП группы «Сумма» и «Транснефти») есть несколько вариантов реструктуризации задолженности по кредиту в $1,9 млрд, взятому у Сбербанка в начале 2011 г. на семь лет на покупку Приморского торгового порта (ПТП). Об этом сообщил заместитель гендиректора компании по финансам и экономике Герман Качан. По его словам, все варианты предусматривают снижение ковенантов, фиксированной процентной ставки (по договору со Сбербанком она 7,48%) и пересмотр графика выплат по кредиту. Но НМТП обязан расплатиться с банком до 2018 г., отметил он. Когда будут достигнуты окончательные договоренности, представитель НМТП не говорит.


 

Встреча в верфях, 02 сентября, Коммерсантъ

30 августа президент Владимир Путин провел во Владивостоке совещание по развитию гражданского судостроения. Участники попытались определить "генеральный план" развития ОСК и отрасли в целом. Но главной темой стала техника для работы на шельфе, в частности, судьба проекта дальневосточной верфи "Звезда" (заложена в 2009 году, общая стоимость — более 100 млрд руб.). Владимир Цыбин, и. о. гендиректора Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) ОСК, куда входит "Звезда", признал, что строительство "немножечко запаздывает" (на 14 месяцев). Глава Минпромторга Денис Мантуров объяснил задержку тем, что от участия в проекте отказалась южнокорейская DSME, а бюджетное финансирование предусмотрено лишь с 2016 года. Экс-глава ДЦСС Игорь Борбот (сейчас работает в "Роснефти") добавил, что проблемы с кредитованием появились в том числе из-за "череды смены руководства" ОСК. Все это вызвало резкую критику Владимира Путина. "Здесь все умирает, и у вас все умирает, сорвали проект огромный",— заявил он.

В итоге глава "Роснефти" Игорь Сечин попросил Владимира Путина передать верфь "консорциуму заказчиков", финансовых и технологических партнеров. Основными участниками станут "Роснефть" (как якорный заказчик) и Газпромбанк, который обеспечит финансирование и "организует в целом работу". В качестве технологических партнеров могут выступить GE (судовое электрооборудование), Parker Drilling (занимается бурением), Kvaerner (шельфовая техника), Technip (оборудование для нефтегазовой отрасли), DSME и STX. Предполагается, что на DSME и STX могут получить часть заказов, "пока "Звезда" будет строиться", на условиях "передачи технологий и обучения специалистов". Партнерами могут стать и китайские верфи, в первую очередь Yantai CIMC Raffles. "Привлечение китайских верфей для размещения заказов может быть интересно "Роснефти" с учетом соглашения о поставках нефти в Китай",— говорит один из источников. Владимир Путин поддержал консорциум, потребовав до конца сентября согласовать его окончательные параметры и состав участников.


 

Вагоны не ограничили в ремонте, 02 сентября, Ведомости

Железнодорожные операторы почти победили в борьбе за сроки службы вагонов. Минтранс предлагает мно­гократно продлевать срок службы грузового подвижного состава, следует из обновленного проекта Положения о продлении сроков службы грузовых вагонов. В майской версии документа говорилось, что продлевать срок службы вагона можно не более чем на половину срока, установленного изготовителем (сейчас в среднем 20 лет, у цистерны — 30 лет). Если срок эксплуатации вагона продлевается более чем на пять лет, сказано в новом варианте положения, через три года вагон должен пройти повторную «оценку технического состояния».

Прописан и механизм продления сроков службы вагонов. Специальные организации разрабатывают программы оценки технического состояния вагона, определяют максимальный срок продления службы, а ремонтом занимается вагоноремонтное предприятие. Все они должны быть включены в специальный реестр. При этом вагоноремонтное предприятие может и проводить оценку, и делать ремонт.


 

РЖД упала ниже плана, 03 сентября, Ведомости

Компания снизила погрузку за январь — август 2013 г. на 3,2% до 819,7 млн т.

2 сентября железнодорожная монополия отчиталась о сокращении погрузки до 819,7 млн т за первые восемь месяцев 2013 г. Падение наблюдается по большинству перевозимых грузов. Выросла только погрузка каменного угля, удобрений, железной и марганцевой руды, но этот рост незначителен — 0,8-1,6%.

В июле падение составило лишь 2,2%, в августе — 1,3%. РЖД в целом удается сократить отставание в погрузке по сравнению с 2012 г., однако в последние недели наблюдаются проблемы с предоставлением операторами вагонов под погрузку строительных грузов из-за сравнительно невысокой доходности на вагон, комментирует представитель РЖД.

Прогнозный объем погрузки по итогам 2013 г. на 2,4% меньше прошлогоднего уровня.


 

Global Ports провела терминальную сделку, 03 сентября, Коммерсантъ

В России может появиться компания—лидер контейнерного рынка: крупнейший оператор контейнерных терминалов Global Ports покупает второго по величине участника рынка — Национальную контейнерную компанию (НКК). В результате доля компании на отечественном рынке вырастет с 25% до 40%. Но при покупке НКК c долгом на уровне $900 млн долговая нагрузка самой Global Ports вырастет в шесть раз. Кроме того, сделка может вызвать вопросы у антимонопольных органов, которые ее пока не рассматривали.

Global Ports Investments PLC — российский оператор контейнерных терминалов в Балтийском и Дальневосточном бассейнах, владеет также двумя контейнерными терминалами в Финляндии, 75% в логистическом парке Янино под Санкт-Петербургом и 50% нефтепродуктового терминала Vopak E.O.S. в Эстонии. Консолидированная выручка Global Ports в 2012 году — $501,8 млн, скорректированный показатель EBITDA — $288 млн. Совокупный контейнерный оборот российских портов группы — около 1,45 млн TEU в 2012 году (без учета Янино).


 

Балтзавод обанкротят под контролем, 03 сентября, Коммерсантъ

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) получила окончательный контроль над банкротством Балтзавода. Ее дочернее ООО "Балтийский завод — Судостроение" выкупило более 50% кредиторской задолженности верфи. В результате компания сможет контролировать ход конкурсного производства, которое до сих пор не началось. Теперь банкротство ускорится и ОСК, скорее всего, купит с торгов имущество Балтзавода единым лотом.


 

Классовая борьба, 03 сентября, Гудок

Собственники грузового подвижного состава с началом осени повышают ставки на предоставление вагонов под погрузку низкодоходных грузов. Причём на фоне роста цен рынок столкнулся с новой проблемой – фактическим отказом операторов от предоставления полувагонов под строительные грузы, в результате чего их не вывезено порядка 400 тыс. тонн.

По словам первого заместителя генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергея Колесникова, повышение ставок на предоставление вагонов под перевозку строительных грузов в общем-то логичная мера со стороны операторских компаний.
«Дело в том, что рентабельность перевозок грузов I класса нулевая. Когда был парк ВСП, перевозкой этих грузов занималось ОАО «РЖД». Однако не секрет, что для нас такие перевозки были убыточными. Сейчас же парка ВСП нет, строительными грузоперевозками занимаются коммерческие компании, ориентированные на прибыль, так что всё вполне понятно», – пояснил Сергей Колесников.

 

 

Индустрия приближается к кризису, 03 сентября, Expert Online

Индустрия чувствует себя плохо. Сокращение объемов выпуска продолжается, по оптимистичным оценкам, второй месяц подряд, по пессимистичным – уже полгода. Так, предварительные расчеты за август показывают, - промпроизводство в отрицательной зоне. В августе индекс PMI от HSBC для российской обрабатывающей промышленности составил 49,4. Это ниже отметки в 50, а это означает, что деловая активность промышленности продолжает снижаться. Главный негативный фактор, считают экономисты HSBC, - сокращение экспорта.

Статистика и планы самих промышленных компаний также не дает повода для оптимизма. О сокращении производства заявляют многие «локомотивы» индустрии: металлурги, автопроизводители, аграрии и пр.

У властей осталось лишь два способа оперативного вмешательства в ситуацию в промышленности, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович: ослабление бюджетной политики с одновременным выделением госинвестиций в мультипликативные инновационные виды производства, а также снижение ставок по кредитам. Взять кредит на развитие в нынешних экономических условиях могут себе позволить только высокорентабельные предприятия, добавляет эксперт.


 

Терминал включили в холдинг, 03 сентября, Коммерсантъ – Юг России

Российский аукционный дом (РАД) объявил о продаже на аукционе за 1,6 млрд руб. ООО «Курганнефтепродукт», которое владеет в Таганроге мазутным терминалом мощностью более 1 млн тонн. Новым владельцем южной компании, перешедшей два года назад под контроль Сбербанка, стала структура холдинга ISR Искандера Халилова. Представители холдинга заявляют о том, что у них есть планы дальнейшего развития терминала и создания на его основе «крупного логистического узла».