• Facebook
  • YouTube
  • ВКонтакте
  • HeadHunter
  • +7 (495) 258-27-41

    У Северного морского пути может появиться единый логистический оператор

    06/12
    В России может появиться единый логистический оператор, который будет управлять всеми перевозками на Северном морском пути и регулировать арктические тарифы. Подобный опыт уже отрабатывает Минобороны на своих госзаказах.

    «Три богатыря» Минобороны

    Министерство обороны, которое сейчас активно строит новые базы в Арктике, решило оптимизировать свои расходы на морские перевозки и создало логистический консорциум для транспортировки своих грузов в пункты нематериковой зоны.

    В консорциум вошли три компании – именно они будут обеспечивать перевозку грузов Минобороны в арктической зоне и регулировать тарифы.

    Главной среди них стала подведомственная организация Минобороны ООО «Оборонлогистика». У компании есть свои морские суда, она возит продукцию Гособоронзаказа и коммерческие грузы. Помимо неё в консорциуме – компания ПАО «Дальневосточное морское пароходство», которая входит в крупнейшую транспортно-логистическую группу FESCO и имеет активы в портовом и железнодорожном бизнесе. А также – логистический холдинг ПАО «Совфрахт», на долю которого приходится более половины российских грузовых операций в Арктике.

    Все эти компании получили эксклюзивное право на перевозку грузов в рамках госзаказов Минобороны.

    «Оборонлогистика» получила статус единственного исполнителя по госконтрактам с Минобороны. Члены консорциума имеют право «первой руки» по исполнению контрактов, также мы работаем со всеми заинтересованными участниками транспортировки», – рассказал гендиректор «Оборонлогистики» Антон Филатов в рамках VI  Международного  форума «Арктика: настоящее и будущее».

    По его словам, консорциум уже разработал рекомендации по ценообразованию, теперь приступает к созданию календарного плана поставок грузов в порты погрузок. И речь здесь уже не только о госзаказах Минобороны, но и других ведомств. В планах – разработка комплексной модели развития арктической транспортной системы в целом.

    «Мы уже разработали единый прейскурант транспортных услуг в Арктике и на Курилах для того, чтобы Министерству обороны было понятно, по каким ценам и куда мы везём. Мы эти цены не будем держать в секрете – они будут доступны для всех грузоотправителей как некий ориентир, – сообщил Антон Филатов. – Сейчас для нас основная задача – создать эффективную систему координации транспортных услуг в Арктике, которая будет работать не только для министерства обороны, но и для других ведомств. Национальная система координации будет решать две задачи: задачу создания системы управления грузопотоками и задачу унификации и ограничения роста тарифов на транспортные услуги».

    Стоит отметить, государственные заказы а Арктике – лакомый кусочек. По оценке гендиректора «Оборонлогистики», Министерство обороты в арктической зоне перевозит порядка 700 тысяч тонн грузов год. Из них около 400 тысяч тонн – это грузы по линии строительства (министерство строит аэродромы, военные городки), порядка 250 тысячи тонн – грузы Северного завоза, 50 тысяч тонн –  грузы общего военного назначения.

    По данным «Совфрахта», на долю Минобороны приходится более трети госзаказов в Арктике. К 2030 году в компании ожидают рост грузопотока в рамках госзаказов до 3,2-3,8 миллиона тонн.

    «Монополизация» Арктики

    В конце мая зампредседателя правительства РФ Дмитрий Рогозин поручил федеральным министерствам проработать вопрос о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути, который мог бы объединить судовладельцев и грузовладельцев и координировать все перевозки.

    Вполне возможно, что консорциум из трёх минобороновских «богатырей» подключится к этой работе.

    «Мы создали такого оператора в рамках одного ведомства. Если этот опыт окажется полезным, мы готовы поделиться, рассмотреть варианты, как можно на федеральном уровне этот вопрос решить», – сообщил Антон Филатов.

    С чего вдруг?

    Повышенный интерес к Севморпути неслучаен. Несмотря на дороговизну, это очень перспективный маршрут.

    По прогнозу Минвостокразвития, грузоперевозки по Северному морскому пути к 2030 году вырастут в десять раз – с 5,4 миллиона тонн в 2015 году до 51,1 миллиона тонн. Директор ЗАО «Промтрансниипроект» Валерий Сидяков даёт ещё более оптимистичный прогноз. По его мнению, с учётом развития промышленных узлов в будущем грузопоток может вырасти до 70 миллионов тонн.

    Так или иначе, уже в этом году мы перепрыгнем исторический максимум по объёмам перевозок в арктической зоне.

    «На 1 декабря 2016 года по Северному морскому пути перевезено 6,9 миллиона тонн. Это рекордный показатель с 1933 года. Надеемся, что по итогам текущего года, объём перевозок превысит 7 миллионов тонн», – сообщил первый заместитель руководителя ФГУК «Администрация Северного морского пути» Николай Монько.

    Откуда рост?

    Грузопоток на Северном морском пути обеспечивается в основном за счёт крупных проектов по добыче нефти, газа и угля.

    «Главными двигателями в ближайшее время всего грузопотока Севморпути останутся наши мегапроекты – «Ямал-СПГ», «Газпром-нефть», каменный уголь», – сказал генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша.

    Объёмы здесь не маленькие. К примеру, производительность газового комплекса на Южно-Тамбейском месторождении, продукцию которого будут транспортировать в рамках проекта «Ямал-СПГ», – 16,5 миллиона тонн.  Отгрузка угля с таймырского терминала начнётся только в середине 2017 года. Первый балкер отправится всего с 45 тысячами тоннами, но в перспективе объёмы отгрузок с терминала могут достигнуть 20-30 миллионов тонн угля в год.

    Впрочем, значительную роль на Северном морском пути играют и транзитные перевозки. По крайней мере, и здесь есть потенциал. За весь прошлый год объём перевозок транзитных грузов по Севморпути составил 39,6 тысяч тонн грузов, за 11 месяцев этого года – уже 214,5 тысячи тонн.

    Стоит отметить, идею создания единой транспортно-логистической системы доставки грузов в Арктике поддерживают многие грузовые компании. Однако в качестве оператора видят не коммерческую структуру, а саморегулируемую организацию, главной задачей которой было бы обеспечение бесперебойной работы на Северном морском пути по единой системе ценообразования и в гарантированные сроки.

    http://m.proved-partner.ru/economics/logistics/38991-u-sevepnogo-mopskogo-puti-mozhet-poyavitysya-edinyy-logisticheskiy-opepatop.html