Как изменится операторская ставка аренды полувагонов в течение года? - комментарий Алексея Дремова
Опыт неподвластен стихиям

Как изменится операторская ставка аренды полувагонов в течение года? - комментарий Алексея Дремова

28/04
Татьяна Дурейко, директор по внешней логистике ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»:
– У многих крупных грузоотправителей действуют долгосрочные контракты с операторами, где цены зафиксированы в разное время и на разных условиях. Поэтому сейчас стоимость привлечения подвижного состава на рынке неоднородна. Для грузовладельцев, работающих с рынком без долгосрочной фиксации цен, стоимость начнёт выравниваться по регионам погрузки со второй половины года. Ожидаем, что с 2018 года ставка начнёт снижаться. Основные факторы выравнивания и дальнейшего снижения цен – увеличение скорости движения вагонов на сети, что повысит погрузочный ресурс имеющегося парка полувагонов, а также некоторое увеличение числа полувагонов в обороте, вызванное рядом причин. Отсутствие дефицита полувагонов в регионах грузообразования усилит позиции грузовладельцев, которые смогут снизить стоимость привлечения в своих контрактах с операторами. При этом, конечно, необходим реальный рынок самостоятельных операторов.

Денис Илатовский, директор по логистике АО «Сибирская угольная энергетическая компания»:
– К концу года профицит полувагонов на сети РЖД может достигнуть уровня 2014 года и составить 35–45 тыс. единиц. Это следствие высокого спроса на подвижной состав. Операторы взвинтили цены, покупать вагоны стало выгодно, в итоге мы опять движемся к избытку полувагонов на сети. В принципе уже три месяца на Кузбассе наблюдается ежедневный избыток в 4–5 тыс. вагонов. В то же время рост эффективности перевозок (скорость, загрузка вагонов) приводят к снижению потребного парка. В результате, ставка будет снижаться уже в этом году. Средневзвешенный уровень ставок для неинновационного вагона мы ожидаем на уровне 800–900 руб./полувагон в сутки – этот уровень многократно обосновывали операторы.

Вячеслав Станиславский, первый заместитель генерального директора АО «Новая перевозочная компания» (входит в группу Globaltrans):
– Рынок операторских услуг является высококонкурентным, и динамика ставок напрямую зависит от баланса спроса и предложения на рынке. На данном этапе рынок цистерн остаётся слабым, а на рынке перевозок в универсальном парке начиная со второй половины прошлого года наметилась тенденция восстановления ставок. Восстановление происходит с очень низкой базы на фоне роста спроса на перевозку и списания старого парка. Несмотря на положительную динамику, текущие коммерческие условия по-прежнему не позволяют говорить о приемлемых сроках окупаемости для новых полувагонов. Так же стоит отметить, что за последние годы расходная база операторов существенно увеличивается, ежегодно растёт стоимость порожнего пробега. По нашим оценкам, рынок предоставления полувагонов приблизился к состоянию баланса спроса и предложения, сезонный фактор также может оказывать влияние на рынок в течение года.

Павел Иванкин, генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта:
– Ставка на предоставление полувагонов вполне может достигнуть к четвёртому кварталу года уровня в 2 тыс. руб./вагон в сутки. Сейчас продолжается консолидация парков внутри операторского рынка, создаётся локальный дефицит на определённых востребованных направлениях, что серьёзно разгоняет ставку. Для собственников вагонов, конечно, такие манёвры практически необходимы, в последние три года они жили в условиях ставок за пользование вагонами ниже экономически допустимого уровня. С учётом большой волатильности и неопределённости на рынке операторы хотят в короткие сроки «дособрать» с рынка недополученную прибыль. Какие условия игры будут в следующем году – сложно спрогнозировать, поэтому, пока возможность есть, операторы отыгрываются. Уже сейчас на рынке есть контракты по 1,75–1,8 тыс. руб./вагон, к началу сентября в пользу грузовладельцев ничего не изменится – будет рынок продавца (оператора). Единственный фактор, который может поддержать грузовладельцев, – расследование ФАС России по картельным сговорам. Это может немного охладить операторский пыл, но не думаю, что нынешний кадровый состав ФАС сможет провести эту операцию быстро и качественно. Тренд развернётся ранее IV квартала, либо наступит переломный момент, либо тенденция сохранится и в следующем году. В прогнозируемом коридоре ставок 1,75–2,05 тыс. руб. инновационные вагоны будут привлекаться по верхней границе, а базовые модели – по нижней.

Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):
– В течение 2017 года можно ожидать дальнейшего роста ставок на предоставление грузовых вагонов. Наибольшие значения будут достигнуты в период с августа по октябрь текущего года, когда на сети будет остро ощущаться дефицит подвижного состава, что будет связано с максимальным уровнем погрузки и проведением многочисленных ремонтных работ на железнодорожной сети.

Алексей Дремов, Заместитель начальника отдела дирекции управления перевозками ПАО «Совфрахт»
Очевидно, что для грузовладельцев благоприятным окажется тренд к снижению ставок аренды полувагонов – это позволит сократить издержки, расширить ценовой коридор для грузов и увеличить географию продаж. Для операторов, чьи полувагоны в последние 3 года были сильно недооценены на рынке, желательной будет тенденция к росту, или, по крайней мере, сохранению ставок аренды полувагонов на уровне, позволяющем обеспечить прибыль по данному виду подвижного состава и компенсировать затраты на приобретение новых вагонов с учетом различных долгосрочных вариантов. Полагаю, ставка аренды полувагонов в начале года незначительно снизится и будет держаться в определённом диапазоне, отражая баланс спроса и предложения, когда интересы грузовладельцев и операторов будут соблюдены примерно в равной степени.

https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1371888&archive=2017.04.26