Дмитрий Пурим: "Доставка грузов в Арктику по сложности сравнима с доставкой в космос" - интервью для "Коммерсантъ-Логистика"
Опыт неподвластен стихиям

Дмитрий Пурим: "Доставка грузов в Арктику по сложности сравнима с доставкой в космос" - интервью для "Коммерсантъ-Логистика"

20/04
http://www.kommersant.ru/doc/2966305
Сегодня Арктика для России — регион особого значения.  Власти страны не первый год говорят о необходимости ее развития. Еще в 2014 году Президент России Владимир Путин  поставил задачу создать там современную логистическую инфраструктуру и начать реализацию масштабных программ по добыче полезных ископаемых и наращиванию военного присутствия в северном регионе. На проведение всех работ в Арктике из федерального бюджета планируется выделить 262 млрд рублей.  Председатель Правления  ПАО «Совфрахт» - одной из старейших транспортных компаний  России, специализирующейся на арктической логистике, Дмитрий Пурим рассказал об особенностях работы логистических операторов в этом регионе, трудностях с которыми им сейчас приходится сталкиваться и о том, как повысить эффективность использования бюджета, выделенного на развитие Арктики.

- Расскажите, пожалуйста,  какова на данный момент ситуация в отрасли логистических перевозок?

- Несмотря на общий кризис в стране, в отрасли наблюдается некий подъем. Можно даже говорить о том, что наши услуги стали более востребованы, чем раньше. Примерно лет 15-20 назад в отрасли произошел перекос в сторону наращивания логистическими компаниями инфраструктуры, в том числе вагонного парка, при этом ставка на качество оказываемых ими услуг не была сделана. Это привело к тому, что транспортный парк компаний разрастался, но сама отрасль от этого совершенно не выигрывала. Именно осознание того, что логистика – услуга, которую нужно качественно оказывать, в независимости от многих обстоятельств, привело отрасль к относительному подъему сегодня. По моим собственным наблюдениям, клиентов сейчас, в первую очередь, интересуют,  вещи, казалось бы, имеющие опосредованное отношение к логистике (удобная система расчетов, оперативный  документооборот, возможность автоматизации бизнес-процессов и т.д), но те, без которых ни одна бизнес-структура не сможет успешно работать в принципе.

- С какими проблемами компания «Совфрахт» сталкивается сегодня?

- Одна из основных проблем, связана с отсутствием гибкости российского законодательства. Прежде всего, я имею ввиду Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором прописаны определенные положения, не всегда обоснованные, на мой взгляд, но требующие четкого исполнения даже в ущерб системе. Отсутствие гибкости законодательной системы во многом тормозит работу бизнеса. В качестве аналогии могу привести банальный пример: для доставки грузов, скажем, в космос не приводится никаких конкурсов, а вот в Арктику осуществлять перевозки можно только по конкурсной системе, хотя по сложности я бы поставил их на один уровень. Доставить груз в Арктику практически  также сложно, как в космос.

Кроме того, нет четкой тарифной политики для арктических перевозок. Даже во времена Советского союза она существовала - назывался этот документ прейскурант 11- 01. Там описывались все перевозки самых разных грузов, все технологии погрузки, разгрузки, в том числе и на необорудованный берег. И если бы аналогичная тарифная политика существовала сейчас, то гораздо легче было бы не только перевозчикам, но и самим грузозаказчикам. Однако, сейчас мы к сожалению видим отсутствие понимания у основных государственных заказчиков, процессов доставки грузов в Арктику. Они думают, что это работа аналогичная перевозкам по Черному или Средиземному морю. Но риски в Арктике в миллион раз выше, чем в Средиземном море.

- Расскажите подробнее об особенностях работы в Арктике

- Арктическая логистика - это очень сложное направление, требующее особого подхода, потому что там пока нет готовых решений. Перевозки туда  целиком и полностью зависят от погодных условий, предсказать которые просто невозможно. Каждый раз, когда мы имеем дело с арктическими перевозками, нам приходится заново составлять регламенты и вносить коррективы в процедуру доставки грузов. Логистикой в Арктике сегодня занимаются единицы российских компаний,  потому что не всем по плечу качественно выполнить заказ в таких непростых условиях. Но мы работаем не в одиночку, у нас есть партнеры: Мурманское и Северное морские пароходства. Часть маршрута по морю выполняют они, а остальную логистику обеспечиваем мы. Это и разгрузка товара на припае, и доставка на необорудованный берег  тракторами, снегоходами, подъёмными кранами, небольшими баржами и вообще всем, чем угодно.

Впрочем, наша компания занимается Арктическими перевозками уже давно. Как известно, чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. Мы взялись за дело имея четкое представление о том, с какими трудностями придется столкнуться на пути реализации проекта. И мы выдержали. Можно с уверенностью сказать, что сейчас алгоритмы налажены и, несмотря ни на какие погодные условия и прочие препятствия, наш клиент получит своевременно выполненный заказ даже в Арктику .

- Заинтересовано ли государство в поддержке и развитии этого региона?

-Безусловно, к примеру, в марте на заседании президиума госкомиссии по Арктике заместитель министра экономического развития Алексей Цыбульский сообщил, что в ближайшие несколько лет Россия потратит на развитие Арктической зоны 262 млрд рублей. Кроме того, госпрограмма развития Арктики будет расширена до 2025 года. Помимо всего прочего, наша страна намерена проводить в Арктике ракетные испытания, на это тоже будут выделяться определенные средства.

Суммы эти значительные. Вопрос лишь в том, будут ли они использованы рационально. Я не хочу сказать, что наша система бюджетного финансирования порочна, я лишь хочу подчеркнуть, что не всегда деньги тратятся рационально, иногда им можно найти лучшее применение. На мой взгляд, в Арктике стоит расходовать средства не только на материальные нужды, которые понятны и очевидны, но и на вещи нематериального характера, столь важные для успешного ведения бизнеса - маркетинговые исследования, проектирование, создание информационных документов и т.д. Необходимо заранее тщательно проработать несколько сценариев развития северного морского пути.

И развитие региона начать с мест,  где быстрее будет отдача. Не замахиваться на самые отдаленные районы, а сначала инвестировать в  регионы, которые уже и сейчас развивается достаточно успешно, где есть бизнес-проекты и куда грузы могут доставляться на регулярной основе. Именно там  нужно начать развивать судоходство, линейный сервис и контейнерные линии, и постепенно охватывать все новые и новые территории. Будет очень обидно, если мы потратим средства бездарно и не получим прорывов в технологической сфере, в обновлении флота.

- А в целом, в каком состоянии в России сегодня находится сфера перевозок водным транспортом как морских, так и речных?

- В последние десятилетия морским и речным перевозкам в нашей стране  уделяют незаслуженно мало внимания, что, безусловно, сказывается на качестве логистики. Под вниманием я имею ввиду в первую очередь финансирование. В основном парк российских судов состоит сегодня  из  объектов, построенных еще в советские времена. Вы понимаете, в каком они находятся состоянии. У нас привыкли решать проблемы только по мере их поступления, то есть когда ситуация уже критическая, не тратя особых сил и денег на профилактику или модернизацию. Большой резонанс вызывают события происходящие в основном с общественным транспортом, который перевозит людей. Произошло ЧП, его устранили и все выдохнули с облегчением — все, Родина больше не в опасности. О проблемах судоходства задумываются редко, а между тем, это один из важнейших сегментов развития экономики в стране, ведь 90% всех товаров, участвующих в мировой торговле, перевозится морским транспортом!

Впрочем, есть такие проблемы в отрасли водных перевозок, которые решить в объемах страны не так уж и сложно и дорого. Я говорю о восстановлении судоходства на  реке Волга (Городецкий гидроузел) и Волго-Донской системе (Кочетковский гидроузел)В последние десять лет проблема их реконструкции у всех на слуху, но в этом направлении ничего не делается. И вряд ли кто-то кроме специалистов знает о том, что суда, которые  проходят через эту систему, перевозят почти в 2 раза меньше груза, чем могут, так как имеющихся глубин недостаточно для габаритов нашего флота. В результате мы имеем никому ненужные издержки: доставка грузов таким способом становится дороже, повышается конкуренция с другими видами транспорта, в конце-концов - судно изнашивается, не отрабатывая при этом полностью свой ресурс.

Мы постоянно занимаемся повышением компетенций общих подходов к транспортировке, которая осуществляется российским водным путям. Мы перевозим крупногабаритные грузы в больших количествах и, хочется отметить, что недоразвитие Волги, малых сибирских рек и некоторых других путей мешает очень значительно. Когда-то приходится сокращать объемы, когда-то изменять маршруты. Главная проблема, с которой мы столкнулись — обмеление судоходных рек. Если этот процесс пустить на самотек, очень скоро нам придется использовать преимущественно сухопутные виды транспорта, а это, без преувеличения, поднимет стоимость перевозки в 10 раз.

- Как вы считаете, что-то может изменить положение?

- Повлечь какие-то положительные изменения в отрасли водных перевозок может только очень мощный толчок. На мой взгляд, он заключается в открытии нового направления — судоходства в Арктике. Это будет тем импульсом, драйвером, который спровоцирует развитие судоходства и  технологий судостроения в России и выведет их на качественно новый уровень.

- Насколько страшно такое явление, как экономический кризис? И как вы его переживает?

- В целом, я считаю, что для бизнеса кризис очень полезная вещь. В кризис сразу становится понятно, кто эффективен, а кто только притворяется таковым. Для многих структур, не только для Совфрахта, кризис — это повод активизировать резервы, найти новые направления, заняться развитием и оптимизацией внутренних ресурсов. Но я бы хотел заметить, что  сегодняшний кризис несколько отличается от экономических встрясок предыдущих лет, например, от событий 2008 года. Можно сказать, что прошлые встряски были тренировочными, подготовительными, а теперь пришло время показать кто на что способен. Скорее всего, в ближайшие пять лет ничего не изменится и тот, кто научился работать в динамично меняющихся условиях, кто смог подтянуть свою стратегическую и материальную базу останется на плаву. Оптимальными решениями в такой ситуации считаются не сиюминутные победы, а хорошо продуманные шаги с заходом на долгосрочную перспективу.

- Как к вам пришло решение принять участие в международном конкурсе компании EY «Предприниматель года» в России? Планировали ли вы стать победителем?

- Участие в подобных мероприятиях — очень хороший шанс получить оценку деятельности своего предприятия со стороны. Национальный этап международного конкурса «Предприниматель года» предоставляет прекрасную возможность пообщаться с профессионалами, завязать новые деловые контакты, расширить кругозор. Кроме того,  появляется шанс получить совет от более опытных коллег, научить чему-то менее опытных, увидеть перспективы, о которых раньше даже не думал. Естественно, я хотел оказаться в числе лучших. Изначально я рассчитывал на победу в номинации «Транспорт», ведь это означало бы признание успеха, которого «Совфрахт» добился за последние годы, став одним из лидеров рынка логистики. Но получение главной награды – титула национального победителя конкурса «Предприниматель года 2015» в России – стало для меня полной неожиданностью. Я хочу заметить, что это не только моя заслуга, а достижение всей команды компании «Совфрахт», без которой не было бы этого успеха.

- Что вам дала эта победа?

- Победа стала для меня приятным бонусом, но не являлась самоцелью. Сам процесс участия очень сильно мотивирует, аккумулирует внутренние резервы и позволяет увидеть новые решения и стратегии. Поэтому, я призываю всех, не бояться пробовать собственные силы. В конце-концов важна не победа, важно участие. Благодаря конкурсу «Предприниматель года» я познакомился с людьми, которые добились успеха в различных областях, а также с не известными мне до этого бизнес-моделями. Я ведь не только менеджер, я предприниматель, и, следовательно, потенциальный инвестор. Было чему поучиться и у организатора конкурса – компании EY, системному и профессиональному подходу, например. Следует отметить, что конкурсанты не чувствовали себя конкурентами, скорее, соратниками. Сейчас я готовлюсь представить Россию на международном конкурсе «Предприниматель года». Это занимает очень много сил и времени, но надеюсь, мои усилия не пропадут даром и я смогу достойно представить свою страну. Тем более что помощь мне обещали оказать победители прошлых лет - Алексей Репик, лидер «Деловой России» и председатель совета директоров ГК «Р-Фарм». Самое главное верить в свои силы и не сомневаться в своих возможностях, тогда осуществима любая мечта.