• Facebook
  • YouTube
  • ВКонтакте
  • HeadHunter
  • +7 (495) 258-27-41

    Интервью Председателя Правления "Совфрахт" Дмитрия Пурима и Заместителя генерального директора по морским перевозкам Карена Степаньяна к 100-летию Северного морского пути

    31/08
    СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ - ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

    «Столетие Севморпути» - лишь малая часть всей истории освоения северных морских широт, которая насчитывает не один век. Ученые полагают, что первые арктические мореплаватели появились уже в каменном веке – ими были жители прибрежных поселений, преимущественно – рыбаки. Впрочем, их экспедиции почти не выходили за пределы прибрежной зоны 

    Системным изучение и освоение арктических морских широт стало лишь в XVI-XVII вв., с началом активного развития мировой торговли. Как только у средневековых «бизнесменов» возникла потребность перевозить свои товары вдоль северных берегов Евразии, мысль о высокоширотных исследованиях, которая до тех пор была по большей части уделом романтиков и искателей приключений, обрела практическое значение и дала импульс к освоению Арктики. В последующие годы Северный морской путь становился предметом пристального внимания военных, ученых, экологов, этнографов. Но именно коммерческий аспект его использования был (и остается по сей день) основной движущей силой, благодаря которой регион развивается, а на карте остается все меньше неисследованных областей. 

    В наши дни СМП представляет интерес для мировой экономики как инструмент доступа к богатой ресурсной базе Арктики, а также как кратчайший водный путь, связывающий Европу и Азию. В рамках реализации государственных и частных бизнес-проектов, научно-исследовательских программ, природоохранных инициатив на СМП сегодня создаются грузовые терминалы, центры связи и логистические комплексы. Растет деловая активность, Арктика превращается в экономически перспективный регион. 

    Но работа на Севморпути по-прежнему связана с высокой степенью риска: логистическим компаниям приходится работать в экстремальных климатических условиях на территориях, где практически отсутствует инфраструктура, и для многих грузов приходится изобретать индивидуальные технологии транспортировки с использованием сложных комплексов техники. При этом каждый шаг должен быть спланирован заранее, ведь в условиях полярной экспедиции почти невозможно импровизировать: необходимо четко понимать технологию, сроки и риски каждой операции. Выдержит ли лед вес выгружаемой техники? Что будет, если судно задержится на переходе во льдах? Готов ли экипаж справляться со стрессовыми ситуациями в непривычной обстановке? Насколько действия перевозчика скоординированы с администрациями портов, Севморпути, Минобороны и другими госструктурами задействованными в перевозке? 

    О том, каково это – обеспечивать бо́льшую часть логистики Севморпути – и делать это эффективно – расскажут руководители крупнейшего независимого транспортно-логистического холдинга России – компании «Совфрахт», которая успешно занимается грузоперевозками в Арктике с начала 20 века и буквально в эти дни осуществляет очередной рейс в Заполярье. 

    Карен Степаньян, Заместитель генерального директора ПАО «Совфрахт» по морским перевозкам: 

    «Группа компаний «Совфрахт-Совмортранс» активно развивает логистические проекты в Арктике. В 2015 году специалисты «Совфрахта» начали перевозки грузов уже в марте. Выгрузка во время навигации весна-лето осуществлялась не на берег, а на ледовый припай. –Это крайне сложная технология, которая использовалась в Советском Союзе, но позже была почти забыта. Основной ее минус состоит в том, что, если не растаял прибрежный лед, то и грузовым судам приходится идти к месту выгрузки через ледовые поля тольщиной более метра – следовательно, требуется прибегать к услуге ледокольной проводки, вследствии чего, стоимость перевозки значительно возрастает. Во времена СССР перевозки в Арктике оплачивались из государственного бюджета, об экономии никто особенно беспокоился. Но в наши дни для частной логистической компании рентабельность проекта грузоперевозки является принципиальным моментом. «Совфрахту» случае с выгрузкой на припай удалось найти баланс между технологической и экономической эффективностью операций. Стоимость ледокольной проводки была компенсирована тем, что резко увеличилась скорость процессов выгрузки, соответственно практически не возникало демереджей, При этом процесс оказался не только быстрым, но и безопасным с точки зрения сохранности груза. 

    Толщина прибрежного льда обычно позволяет осуществлять безопасную выгрузку на припай с марта по конец мая. За этот период 2015 года «Совфрахт» осуществил 12 рейсов на Землю Франца-Иосифа и 2 рейса на Новосибирские острова. Перевезли около 30 тыс.тонн груза и более 500 пассажиров. Наряду с исполнением непосредственно контрактов грузоперевозки «Совфрахт» решал экологические задачи, осуществляя очистку северных островов от мусора: металлических бочек, которые использовали и бросили экспедиции еще в прошлом веке 

    После окончания выгрузки 2 судов в первых числах июня «Совфрахт» закончил программу весна-лето, и возобновит перевозки в июле-августе, когда завоз грузов в пункты Арктики продолжится по технологии с использованием средств рейдовой доставки. 

    Дмитрий Пурим, Председатель Правления ПАО «Совфрахт»: 

    «В конце 2014 года Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ заявил: Северный морской путь «должен не только работать как эффективный транзитный маршрут, но и стимулировать деловую активность на российском Тихоокеанском побережье и освоение арктических территорий». 

    Многие программы развития Арктики, существующие сегодня в России, выглядят интересными и перспективными, но мы должны трезво оценивать, насколько высок интерес к СМП в бизнес-сообществе - российском и международном – и какой может быть рентабельность транспортно-логистических проектов в регионе, исходя из этих данных. Для того, чтобы инвестиционные проекты оправдывали себя, необходимо обеспечить целый ряд факторов: модернизацию инфраструктуры, обновление парка судов, обоснованные тарифы, стабильные грузопотоки, безопасность мореплавания, высокое качество сервиса, в конце концов, геополитическую стабильность. Важно, чтобы на СМП функционировала единая система управления, регулирования, контроля ледовой проводки судов, обеспечения безопасности. В решении этих вопросов крайне важную роль приобретает государственная поддержка и кооперация на международном уровне».

    Журнал "Транспортная стратегия - XXI век"