• hh
    • +7 (495) 258-27-41
      +7 (495) 258-28-79

    «От Карских операций – к цифровой Арктике» - интервью Дмитрия Пурима журналу «РЖД-Партнер»

    23/04
    Создание Арктического ситуационного центра – интегрированного коммуникационного пространства для участников процесса освоения Арктики – было анонсировано в прошлом году. О том, как возникла идея проекта, какие задачи ставились на этапе его становления и что уже сделано для его реализации, «РЖД-Партнеру» рассказал председатель правления ПАО «Совфрахт» Дмитрий Пурим.

    - Дмитрий Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о цели проекта и о том, какие преимущества он даст  участникам рынка арктических перевозок?
    - Это цифровая платформа, которая должна реализовать принцип одного окна и создать интегрированное коммуникационное пространство для участников морских операций. С ее помощью можно будет получать информацию об оперативной обстановке на маршрутах движения грузов, подключаться к единой системе для обмена сообщениями, удаленно взаимодействовать с коллегами из Арктического ситуационного центра и использовать электронный документооборот. Судовладельцы смогут оперативно выбирать оптимальный маршрут с учетом ледовой и гидрометеорологической обстановки, а также расстановки ледоколов.  Грузовладельцам платформа поможет находить свободные емкости для грузов.  Для реализации этих задач мы рассчитываем на очень плотное и эффективное взаимодействие Арктического ситуационного центра с ФГКУ «Администрация Северного морского пути» и ФГУП «Атомфлот».

    -- Как и когда возникла идея создания проекта?
    - Сейчас странно осознавать, что с момента возникновения идеи создания Северного Арктического ситуационного центра прошло менее года, но за это короткое время столько всего изменилось! Я помню дискуссии, которые мы вели в рамках Первого арктического консорциума. У нас была идея создания аналога «Яндекс. Такси» для Арктики. Многим она поначалу казалась малоосуществимой, но мы шли вперед, потому что понимали: создатели популярного агрегатора такси в свое время тоже начинали разработку нового сервиса в условиях высокой неопределенности, когда спрос еще только предстояло сформировать при помощи информационных технологий.

    - Какие задачи ставились на этапе становления платформы?
    - У меня перед глазами сейчас план Карских операций – первых арктических экспедиций «Совфрахта», проводившихся в 1929-1934 годах и я постоянно черпаю вдохновение, перелистывая пожелтевшие листы бумаги. Они поддерживают мой энтузиазм и уверенность в необходимости создания Арктического ситуационного центра. Думаю, что ключевой задачей проекта можно считать использование потенциала развития цифровой экономики для снижения стоимости транспортировки грузов в Арктике, причем в разы. Эта задача может быть реализована, если правильно учитывать три главных фактора, влияющих на перевозки: ледовую обстановку, морские течения и характеристики ветров. Зная их можно проложить оптимальный для выполнения транспортной задачи и обеспечения безопасности мореплавания маршрут.

    - Какими были первые  шаги?
    - В некотором смысле они были сделаны еще в 1929 году. Тогда в ручном режиме стартовала работа штабов морских операций, которые по большей части так и продолжают работать до сих пор. Именно их опыт лег в фундамент нашего проекта. Мы его тщательно изучили, проанализировали и на его основе создали техническое задание на разработку программной платформы для использования в Арктике. В соответствии с ним были найдены подходящие технологические решения и сейчас мы уже довольно далеко продвинулись. Так, презентовать Арктический ситуационный центр планируется на Международном экономическом форуме ПМЭФ 2018 в Санкт-Петербурге, а ввести в эксплуатацию -- на форуме «Арктика – Территория диалога» в 2019 году.

    - Где будет размещаться центр?
    -- Основной оффлайн площадкой Арктического ситуационного центра должен стать комфортный и оснащенный современным средствами коммуникации и визуализации зал, расположенный на территории САФУ - Северного (Арктического) федерального университета, где можно будет проводить совещания на самом высоком технологическом уровне. Когда я увидел его эскизы, то сразу вспомнил фантастические фильмы про ученых будущего, наблюдавших маршруты движения судов с грузами на больших плазменных панелях,  управлявших схемами, картами и планами спутниковой съемки. Разумеется, цель проекта -- не произвести впечатление, а сделать оперативную информацию наглядной и удобной для использования, но с учетом масштабов грузопотоков и охватываемой ими территории, он все равно поражает воображение.

    - Какова организационная структура Арктического ситуационного центра?
    - «Совфрахт» выступает финансирующей стороной проекта, спонсором. Интеллектуальным наполнением проекта мы занимаемся совместно с ОАО «Северное морское пароходство», ОАО «Мурманское морское пароходство», ООО «Оборонлогистика».  После ввода Арктического ситуационного центра в эксплуатацию управление им будет осуществлять Некоммерческое партнерство по координации использования Северного морского пути. Онлайн площадка Центра будет доступна всем зарегистрированным пользователям на бесплатной основе.

    Беседовала Ксения Фокина. «РЖД-Партнер», апрель 2018