Александр Иванов: «Масштабные логистические проекты – вопрос не одного дня, поэтому нужно работать на перспективу» | Новости | ПАО Совфрахт
Опыт неподвластен стихиям

Александр Иванов: «Масштабные логистические проекты – вопрос не одного дня, поэтому нужно работать на перспективу»

08/12/17

Председатель Совета директоров ПАО «Совфрахт» Александр Иванов - о том, какие возможности компания видит в железнодорожных перевозках и какие условия необходимы для того, чтобы Россия стала глобальным транзитным коридором.

- ПАО «Совфрахт» в 2017 году удалось существенно нарастить объем ж/д перевозок нефти и нефтепродуктов. За счет чего произошел рост?

- Действительно, в 2017 году ж/д перевозки нефти и нефтепродуктов «Совфрахта» существенно выросли – за 9 месяцев этого года грузооборот увеличился до 13,1 млн тонн. Для сравнения в прошлом году этот показатель был на уровне 10,9 млн тонн. Итого рост составил почти 20%. Добиться этого удалось за счет появления новых проектов перевозки наливных грузов, увеличения парка подвижного состава и повышения эффективности его управлением, в частности, сокращения непроизводительных простоев.

Стоит отметить, что в целом по России объем перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом осталась примерно на уровне прошлогодних показателей – около 202,6 млн тонн за 10 месяцев (-0,6%). «Совфрахт» сегодня перевозит более 6% наливных грузов в целом по России.

- Нефть и нефтепродукты сегодня составляют основную часть грузооборота «Совфрахта» железнодорожных транспортом. Планируете ли диверсифицировать структуру ж/д перевозок?

- Доля наливных грузов в структуре ж/д перевозок ПАО «Совфрахт» на сегодняшний день составляет около 90%, но конечно, мы работаем с более широкой номенклатурой грузов и всегда рассматриваем новые потенциально интересные для нас возможности. Так, в этом году компания приобрела цементовозы и на данный момент владеет 10% всего парка вагонов такого типа в целом по России. По итогам января – сентября 2017 г. доля цемента в структуре грузоперевозок «Совфрахта» составила 7%, мы видим перспективы в этом сегменте, поэтому наращиваем парк и увеличиваем объемы перевозок.

Помимо этого, в структуре наших ж/д перевозок: металл, лес, уголь, химия, минеральные удобрения, стекло и прочие грузы. Мы оцениваем разные инвестиционные перспективы, изучаем рынок на предмет работы с разными грузами. Кроме того, мы рассматриваем возможность расширения инновационного парка – чтобы диверсифицировать структуру перевозок, мы в т.ч. готовы внедрять новые технологии.

Отдельно хотелось бы сказать о контейнерных перевозках. Мы видим, что рынок растет, растет транзит, оборот внешнеэкономической деятельности, формируются транспортные коридоры международного масштаба, поэтому контейнерооборот в т.ч. по железной дороге будет расти. И для участников логистического рынка, которые хотят продолжать эффективно работать, важно подстроиться под эти тенденции и мыслить в международном масштабе.

- На ваш взгляд, готова ли Россия сегодня обеспечить конкурентоспособный транзитный сервис международного уровня?

- Географическое положение России просто обязывает нашу страну быть готовой к этому. Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры, логистики – это мощный стимул для экономики в целом, поэтому мы не можем остаться в стороне от этих процессов, хотя, чтобы обеспечить конкурентоспособный транзитный сервис международного уровня, России предстоит еще многое сделать. В международном масштабе важны не только современные путевые конструкции, развитая инфраструктура и высокотехнологичные логистические центры, но и комфортная институциональная среда.

- А готов ли российский транспортно-логистический бизнес к таким глобальным переменам?

- Думаю, да. За последние 15 лет рынок логистики значительно вырос. В начале 2000-ых просто не хватало специалистов в этой сфере, было много «случайных» игроков, пришедших на рынок на волне всеобщего экономического энтузиазма, которые впоследствии осознали, что не могут обеспечить эффективную работу. Сейчас все изменилось. «Выросло» много профессионалов международного уровня. Многие проекты, которые раньше казались невероятно сложными или которые могли быть осуществлены исключительно при содействии иностранных участников, сейчас российские компании могут реализовывать самостоятельно. Мы, например, недавно завершили проект доставки 10 адсорбционных колонн для строительства «Северного потока – 2», использовав уникальные технологии перегрузки «с борта – на борт», непосредственно на воде, без использования причальных мощностей. Создали положительный прецедент на российском рынке.

Важно понимать, что реализация масштабных логистических проектов – это вопрос не одного дня, поэтому нужно работать на перспективу и не упускать имеющиеся возможности. Да, грузопоток будет расти и параллельно с этим процессом мы должны повышать квалификацию, искать инвестиционные перспективы в проектах, которые мы можем реализовать уже сегодня. «Совфрахт», например, именно так работает в Арктике. Здесь пока только формируется глобальный транспортный коридор, однако, мы успешно реализуем в этом регионе сложные логистические проекты, развиваем инфраструктуру, инвестируем в необходимые технику и транспорт, стремимся развивать институциональную среду и нормативно-правовую базу, работаем над сохранением экосистемы. Так, например, недавно мы выступили инициаторами и работаем над созданием Ситуационного арктического центра (САЦ) – современной площадки координации перевозок в этом регионе, которая позволит решать многие вопросы онлайн. Планируется, что САЦ обеспечит интеграцию логистических услуг в Арктике, станет площадкой для взаимодействия операторов, будет обеспечивать наглядность оперативной обстановки, экспертизу арктических проектов и планируемых морских операций и т.д. Для проработки нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в Арктике, мы ведем работу в рамках Арктического правового центра.