• hh
    • +7 (495) 258-27-41
      +7 (495) 258-28-79

    Дайджест новостей, 25 сентября

    25/09

    Заморозить, а потом взболтать, 19 сентября, Коммерсантъ

     

    Белый дом в целом одобрил план Минэкономразвития по замораживанию тарифов на 2014 год, экономический эффект от которого считают неоднозначным даже его сторонники. Но тарифная пауза может стать отправной точкой для долгосрочной модели регулирования — по словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, предложения уже внесены в правительство. Министр заявил, что долгосрочный механизм должен быть контрциклическим. "На стадии, когда есть трудности с экономическим ростом, будут применяться понижающие коэффициенты к максимальному уровню индексации тарифов, который определен президентом как уровень инфляции предыдущего года",— пояснил он. Вместе с тем ЦБ и большинство экономистов полагают, что текущее замедление российской экономики — не циклическое, а структурное, а замораживание — субсидия неэффективным предприятиям. Минэкономразвития признает: "одним из следствий замораживания тарифов может являться низкая заинтересованность потребителей в снижении энергоемкости производства".

    При этом само по себе введение долгосрочного планирования при сохранении в 2014 году, когда будет обсуждаться методика, принципа "потолка по инфляции" политически будет очень сложным. Именно тогда госмонополии продемонстрируют в цифрах первый эффект от замораживания и будут настаивать на росте тарифов с 2015 года хотя бы на уровне инфляции.

     

     

    За четыре дня, 18 сентября, Гудок

     

    По маршруту Санкт-Петербург-сортировочный-Московский – Инская начали ходить грузовые ускоренные поезда.
    Эти поезда, которые на Октябрьской дороге назвали шаттлами, сборные. Их формируют из вагонов со станций Санкт-Петербургского узла. Владельцу груза достаточно заранее забронировать вагоно-место в таком поезде.

    Новая услуга направлена на повышение качества обслуживания клиентов и конкурентоспособности железнодорожного транспорта при перевозке высокодоходных грузов.

    Пока отправляется по одному поезду в неделю, но по мере развития проекта и привлечения новых клиентов ТЦФТО планирует удвоить частоту отправления.

    Если железнодорожники сумеют выдерживать заявленные сроки доставки, клиенты будут готовы рассматривать постепенное увеличение доли железнодорожного транспорта в своих отправках, ведь они надёжнее и обеспечивают лучшую сохранность грузов.

     

     

    «Газпром» позвали в Калининград, 19 сентября, Коммерсантъ

     

    Строительством регазификационного терминала по приему сжиженного газа в Калининградской области может заняться "Газпром" — такое предложение монополии сделали власти региона. "Газпром" не является единственным претендентом: в проекте также могут участвовать НОВАТЭК или группа "Сумма". Впрочем, аналитики отмечают, что из-за небольшого объема потребления газа терминал будет "социальным проектом".

    Строительство глубоководного порта заложено в ФЦП развития Калининградской области до 2020 года, стоимость строительства оценивается в 18 млрд руб. До конца года планируется завершить ТЭО проекта, начало строительства намечено на 2015 год. Реализовывать проект предполагается в рамках государственно-частного партнерства: государство построит инфраструктуру (канал, акватория, защитные сооружения, причалы), а остальное профинансирует инвестор. В качестве возможных инвесторов власти региона называли "Роснефть" и группу "Сумма".

     

     

    Сокращение поставок нефти в Белоруссию, 19 сентября, Известия

     

    Минэнерго согласовало ежеквартальный график прокачки сырой нефти по магистральным трубопроводам. В IV квартале 2013 года в Белоруссию будет поставлено 3,1 млн т нефти — несмотря на ее просьбы поставить 5,75 млн т.

    Нынешний квартальный объем поставок нефти в страну исходит из годового объема прокачки нефти в 18,5 млн т в год, как предложил ранее вице-премьер Аркадий Дворкович. Источник, близкий к Минэнерго, сообщил, что по итогам первых трех кварталов 2013 г. планировалось прокачать 15,4 млн т нефти.

    Причины сокращения поставок нефти в Белоруссию как политические, так и экономические. Россия недовольна не только арестом топ-менеджера «Уралкалия», но и систематическим нарушением белорусской стороной балансов поставки нефтепродуктов на российский рынок в размере 2,1 млн т бензина в год. В январе-июле белорусы поставили лишь около 700 тыс. т бензина, а в 20-х числах августа белорусский бензин вообще пропал с российского рынка, вернувшись лишь 13 сентября.

    сокращение поставок нефти в Белоруссию финансово невыгодно для нефтяников, но некоторым образом выгодно для российского бюджета. Ведь поставки в страну Таможенного союза по давальческим схемам — беспошлинные, а выгода от переориентации по другим трубопроводным экспортным маршрутам до 2,65 млн т нефти при действующих экспортных пошлинах ($416,4 за тонну) может принести бюджету страны свыше $1,1 млрд дополнительного дохода.

     

     

    Вагоностроители грузят Минтранс, 19 сентября, Коммерсантъ

     

    Вагоностроители резко раскритиковали новые предложения Минтранса о многократном продлении сроков эксплуатации грузовых вагонов. Производители, крупнейший из которых — государственный Уралвагонзавод, настаивают на том, чтобы продлевать службу вагонов лишь один раз.

    Президент НП "Объединение вагоностроителей" (Уралвагонзавод, Тихвинский вагоностроительный завод, RM-Rail и ряд других) Виктор Мажукин направил в Минтранс и Минпромторг письма с предложениями по новым правилам продления сроков эксплуатации грузовых вагонов. В письмах говорится, что НП "не поддерживает" проект нового положения о продлении, которое на прошлой неделе опубликовал Минтранс.

    В России по состоянию на август из общего парка в 1,2 млн вагонов около 252,5 тыс. с продленным сроком службы и 13,1 тыс.— с превышением нормативного срока и непроведенной процедурой продления. Если обязать операторов провести процедуру обязательной проверки с полным циклом сертификационных испытаний, это может привести к проблемам с обеспечением подвижным составом, особенно по таким видам, как зерновозы, а также специализированные цистерны.

     

     

    Глава РЖД назвал ошибкой утрату монополией управления над подвижным составом, 19 сентября, Итар-Тасс

     

    "Мне становится все яснее, что мы сделали ошибку, когда решили приватизировать 100% подвижного состава", - сказал он в интервью агентству Bloomberg. По его словам, утрата монополией управления над подвижным составом привела к "искусственному дефициту" грузовых вагонов и нарушило управление перевозками. Он добавил, что ОАО "РЖД" готово снова управлять самостоятельно или сдавать в аренду грузовые вагоны, и будет искать возможность получить в управление порядка 30% всего парка в стране, прежде всего, полувагонов, имеющих наибольший спрос у грузоотправителей.

    Однако, по словам Якунина, речь не идет о "ре-национализации рынка", и предметного разговора с правительством об этом еще не было.

     

    Увольнение по разногласию сторон, 20 сентября, Коммерсантъ

     

    Аппаратная борьба внутри государственной Объединенной судостроительной корпорации  продолжается. В отставку ушел фактический глава ключевого для корпорации петербургского Балтзавода Александр Вознесенский. По данным СМИ, причиной отставки стали разные взгляды с рядом менеджеров ОСК на стратегию развития корпорации и отрасли в целом.

    И. о. гендиректора БЗС назначен Александр Коновалов, который с июня занимал в компании должность директора по производству.

    В отрасли говорят, что "пока нет окончательного решения, кто в долгосрочной перспективе" возглавит Балтзавод. Помимо Александра Коновалова на должность претендует директор департамента управления собственностью ОСК Сергей Яковлев, пришедший в компанию из Росимущества. Кандидатура господина Яковлева якобы обсуждалась и даже фигурировала в одном из проектов указаний совета директоров ОСК Западному центру.

     


    «Уралсиб» причалил к порту, 20 сентября, Ведомости

     

    У НМТП появился новый акционер. 11 сентября на LSE было продано одним лотом 12,93 млн GDR порта по $9,05 за бумагу, следует из данных биржи. Таким образом, общая сумма сделки составила $117 млн, а новому владельцу досталось 5,03% акций компании. Сделка была совершена с 15%-ной премией к рыночным котировкам. В этот день бумаги порта торговались в основном по $8 за GDR.

    Пакет купила одна из структур «Уралсиба». Зачем банку этот пакет или в чьих интересах он был куплен, источники на рынке не говорят. Есть предположение, что «Уралсиб» купил акции порта в интересах одного из его совладельцев — «Транснефти». Представитель «Транснефти» это опроверг.

    Смысл для «Транснефти» покупать с рынка 5% НМТП может быть только в том случае, если госкомпания будет бороться за принадлежащие Росимуществу 20% акций порта. Дело в том, что правительство рассчитывает продать этот пакет до конца года, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Купив госпакет, «Транснефть» может получить контроль над портом, отмечает эксперт. Сейчас «Сумма» и «Транснефть» владеют 50,1% НМТП через СП. Акционерного соглашения между сторонами нет.

     

     

    Экономика в бюджетной пробке, 20 сентября, Ведомости

     

    В федеральном бюджете будет все меньше денег на строительство дорог. Главное для правительства в ближайшие три года — сохранить и отремонтировать имеющиеся трассы

    Финансирование дорожного хозяйства из федерального бюджета будет расти и увеличится за три года в реальном выражении более чем на 10%. Это следует из основных характеристик бюджета на 2014-2016 гг., утвержденных вчера правительством. Объем федерального дорожного фонда также будет расти: с 490 млрд руб. в этом году до 552,5 млрд руб. в 2016 г.

    Однако увеличиваться будут не все расходы федерального дорожного фонда, а только текущие — на ремонт и содержание федеральных трасс. С 2014 г. эти работы начнут финансироваться в соответствии с нормативами. Инвестиционные же расходы на строительство и реконструкцию дорог будут сокращаться. Действующий закон о бюджете на 2013-2015 гг. и так предполагал их снижение, а как следует из материалов Минфина к проекту бюджета на следующую трехлетку, оно продолжится и в 2016 г.

     

     

    Приватизацию «Транснефти» отложат до 2015 года, 20 сентября, Известия

     

    Продажа государством 3% акций компании «Транснефть» будет заморожена минимум до 2015 года. Механизм приватизации сейчас дорабатывается на уровне администрации президента, поскольку текущий «является недостаточно продуманным в нынешней ценовой ситуации». В «Транснефти» эту информацию официально подтвердили.

    Росимущество владеет 100% обыкновенных акций компании, или 78,1% от ее капитала (привилегированные акции торгуются на рынке). Продажа 3% обыкновенных акций предусмотрена планом приватизации до 2016 года, который правительство утвердило этим летом. Есть приватизация «Транснефти» и в «дорожной карте» Росимущества до 2016 года», говорил ранее глава «Транснефти» Николай Токарев. Ожидалось, что сделка состоится уже в будущем году.

    На продаже трехпроцентного пакета акций «Транснефти» настаивали первый вице-премьер Игорь Шувалов и экономический блок правительства, против высказывались в администрации президента. Причина возражений, по словам источника в Белом доме, — неблагоприятная ценовая конъюнктура. При этом ситуация с бюджетом не такова, чтобы торопиться с продажей, рискуя продешевить.

     

     

    РЖД не вывезет все грузы, 23 сентября, Ведомости

     

    Роснедра могут пересмотреть условия лицензий на добычу твердых полезных ископаемых в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. РЖД не сможет вывезти все грузы к 2020 г. из-за низкой пропускной способности дорог.

    Об этом заявил на совещании у министра природных ресурсов Сергея Донского замруководителя Роснедр Евгений Киселев. По их условиям разработчики месторождений должны к 2020 г. суммарно увеличить объем производства примерно на 100 млн т, тогда как РЖД может увеличить пропускную способность дорог и объем перевозимых грузов в этом регионе лишь на 55,3 млн т, следует из презентаций ведомства и РЖД.

    По данным директора департамента стратегического развития РЖД Антона Рашникова, сейчас на восточные порты России из Средней, Восточной Сибири и с Дальнего Востока перевозится 57,9 млн т каменного угля и железной руды. РЖД получила заявки на увеличение перевозок к 2020 г. до 113,2 млн т (увеличение на 55,3 млн т). Но реальное увеличение грузооборота составит около 100 млн т. Увеличить же пропускную способность дорог при текущей инвестпрограмме (общий объем инвестиций на развитие Восточного полигона составляет 562,3 млрд руб.) невозможно, говорит представитель РЖД.

     

     

    Танкеры без топлива, 23 сентября, Ведомости - Санкт-Петербург

     

    Запрет бункеровки судов на рейде Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ) ввела в конце августа, бункеровка может осуществляться только у причалов. Это необходимо для пресечения незаконного беспошлинного вывоза топлива, объяснял замруководителя таможни Руслан Давыдов на совещании в конце августа.

    Это ограничение снижает привлекательность российских портов и может ограничить количество судозаходов, указывает Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков («Росморречбункер») в письме генпрокурору Юрию Чайке. Аналогичные письма были отправлены в ФАС, Минтранс и капитану Большого порта Санкт-Петербург. Источник в администрации Большого порта Санкт-Петербург сообщил, что в порту следят за ситуацией с бункеровкой, но в компетенцию администрации порта эта проблема не входит.

    По словам гендиректора Балтийской топливной компании (БТК) Станислава Корнеева, запрет касается только танкеров, на которые приходится около 70% объема бункеровки в порту Усть-Луга. Выпадающие доходы всех бункеровщиков порта Корнеев оценил примерно в $20 млн, БТК потеряла около 30% выручки. После ввода запрета бункеровочные операции танкеров в Усть-Луге могут осуществляться только на терминалах «Роснефтьбункера» (принадлежит Gunvor), комплекса «Новатэк — Усть-Луга» и «Сибур-портэнерго», но эти компании отказывают бункеровщикам в заправке на их причалах в связи с отсутствием необходимого оборудования, указано в письме.

     

     

    Путь открыт, 23 сентября, Гудок

     

    22 сентября в северокорейском порту Раджин отметили завершение работ на участке железной дороги Хасан (РФ) – Туманган – Раджин. В ноябре, с окончанием там строительства терминала, российские экспортёры угля получат ещё один выход к тихоокеанскому побережью.      
    К принципиальному согласию по реализации данного проекта как пилотного в рамках глобальной задачи – восстановления Транскорейской магистрали и соединения её с Транссибом – лидеры России и Северной Кореи пришли в 2001 году.             
    «Много времени потребовалось, чтобы согласовать проект, а его воплощение заняло пять лет, – констатировал на торжественной церемонии президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Это была сложная стройка и в свете сопряжения технологий, которыми располагают железные дороги России и Северной Кореи, и с точки зрения финансовой схемы. Тем не менее всё сделано».

    В рамках модернизации участка Хасан – Раджин протяжённостью 54 км было реконструировано верхнее строение пути, отремонтировано 18 мостов и 12 водопропускных труб, а также три тоннеля. На ряде станций смонтированы модули постов электрической централизации, проложен магистральный кабель связи. Затраты составили более 5,5 млрд руб.

     

     

    «Роснефти» не хватит, 23 сентября, Ведомости

     

    «Роснефти» к 2020 г. может не хватить ресурсов для исполнения поставок нефти в восточном направлении, заявил вице-президент «Транснефти» Алексей Сапсай на совещании в Минприроды, посвященном развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока.

    Расчет «Транснефти», сделанный на основе данных, предоставленных «Роснефтью», свидетельствует: в 2020 г. без учета поставок для Восточной нефтехимической компании в Находке (ВНХК, решение о строительстве еще не принято) госкомпании потребуется 63,3 млн т нефти, с учетом этих поставок — 75,3 млн т. А ресурсная база «Роснефти» для поставок в восточном направлении (участки, на которых только идет разведка, в расчет не берутся) — 59,4 млн т, говорится в презентации «Транснефти»: дефицит сырья может составить от 3,9 млн до 15,9 млн т.

     

     

    Государство обновит вагоны, 24 сентября, Ведомости

    Государство в 2015-2016 гг. компенсирует лизинговым компаниям авансовые платежи для покупки инновационных вагонов (вагон с нагрузкой на ось от 25 т), следует из проекта федерального бюджета на 2014-2016 гг. Это распространяется не только на лизинговые компании, но и на операторов — покупателей вагонов. Но чтобы получить субсидию, покупатель таких вагонов должен предъявить свидетельство об утилизации старых вагонов. В 2015-2016 гг. на это может быть потрачено из бюджета 4,5 млрд руб. Субсидирование авансовых платежей — часть ФЦП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утверждена в июне).

     

     

    Деньги для «Звезды», 24 сентября, Ведомости

     

    В 2016 г. ОСК может получить из федерального бюджета 5,7 млрд руб. для возмещения процентов по кредитам, привлеченным у российских банков ее «дочкой», Дальневосточным центром судостроения и судоремонта, для строительства судостроительного комплекса «Звезда», следует из проекта федерального бюджета на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. Нужную сумму предполагается внести в уставный капитал ОСК.

     

     

    Трудное согласие, 24 сентября, Гудок

     

    Эстония, Литва, Латвия, Польша и Финляндия подписали декларацию о создании совместной компании, которая займётся строительством магистрали Rail Baltica. Скоростная дорога соединит страны Балтии с Западной Европой.

    По словам министра экономики и коммуникаций Эстонии Юхана Партса, созданное предприятие сначала будет принадлежать трём странам Балтии. Но декларация оставляет возможность для Польши и Финляндии присоединиться к СП позже.

     

     

    Естественным монополиям прикажут раскрывать инвестпрограммы, 24 сентября, РБК Daily

     

    Идея владельца «Базового элемента» Олега Дерипаски о том, чтобы естественные монополии раскрывали данные о своих инвестпрограммах, близка к реализации.

    Как стало известно РБК daily, для контроля над монополистами на региональном и федеральном уровне создаются потребительские советы, представители которых смогут в том числе присутствовать на советах директоров компаний. За нераскрытие информации сотрудникам естественных монополий грозят штрафы.

    Белый дом утвердил концепцию общественного контроля над деятельностью естественных монополий и соответствующую «дорожную карту». Разработать механизм контроля над инвестпрограммами естественных монополий ранее поручал президент Владимир Путин. Одним из инициаторов ужесточения надзора был владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска: он жаловался, что деньги монополий идут не на те цели, новые мощности остаются невостребованными, а постоянное повышение цен и тарифов на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки ведет к потере конкурентоспособности российской промышленности. Необходимо создавать советы потребителей, которые могли бы проводить экспертизу инвестпрограмм, говорил бизнесмен.

     

     

    Догоняя отстаем, 24 сентября, Российская бизнес-газета

     

    Российская промышленность за последнее десятилетие поднялась в рейтинге конкурентоспособности на 30 позиций. Такие данные приводятся в очередном докладе Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Россия в 2012 году заняла в рейтинге 36-е место, а в 2002-м она была на 66-м. По объемам промышленного производства и экспорта Россия почти не уступает странам БРИКС, но по доле высокотехнологичных производств проигрывает.

    Доклад ЮНИДО основан на индексе конкурентоспособности промышленного производства, который показывает относительное положение в мире с точки зрения объемов промышленного производства, промышленного экспорта, доли высоких технологий в промышленности, обновления капитала, влияния на мировое производство и торговлю. При построении рейтинга используются восемь показателей по трем группам: способность производить и экспортировать продукцию обрабатывающей промышленности, технологическое развитие и адаптивность, доля в мировой обрабатывающей промышленности.

     

    «Газпрому» понравилось в Усть-Луге, 24 сентября, Коммерсантъ

     

    "Газпром" считает порт Усть-Луга наиболее удобной площадкой для строительства СПГ-завода на Балтике. По официальной версии, это связано с благоприятными климатическими условиями, но несколько лет назад "Газпром" считал, что ледовая обстановка лучше в порту Приморск. По данным СМИ, "Газпром" еще не определился с выбором, но в Усть-Луге уже рассчитывают, что строительство СПГ-завода сможет поправить экономику близкой к банкротству управляющей компании порта.

    Эксперты полагают, что инвестиций в строительство СПГ-завода будет недостаточно для покрытия долгов управляющей компании порта. "Строительство мож