Дайджест новостей, 28 августа | Новости | ПАО Совфрахт
Опыт неподвластен стихиям

Дайджест новостей, 28 августа

28/08/13

РФ и Украина объявили таможенное перемирие, 21 августа, Коммерсантъ

Федеральная таможенная служба (ФТС) завершила длившуюся с 14 августа «спецоперацию» в отношении украинского импорта. Вчера таможня уведомила власти Украины о возвращении к штатному режиму проверки грузов, поступающих из этой страны. По мнению экспертов, предпринятую Россией попытку принудить  Украину к вступлению в Таможенный союз и отвратить ее от подписания соглашения о свободной торговле с Евросоюзом вряд ли можно признать удачной. «Впечатленный» действиями РФ, ЕС, наоборот, может смягчить выставленные Украине условия подписания соглашения.

 

 

Тамань предложат Казахстану, 21 августа, Коммерсантъ

Государство пытается найти новых инвесторов для строительства порта Тамань, на инфраструктуру которого не хватает около 40 млрд руб.

Министр транспорта Максим Соколов заявляет, что частные инвесторы «подтвердили заинтересованность» в формировании грузовой базы и строительстве терминалов. Помимо российских игроков, к проекту могут присоединиться компании из Казахстана.

Казахским компаниям порт Тамань может быть интересен как альтернатива портам Украины и Прибалтики, чтобы сократить транспортные расходы. В министерстве отметили, что наибольший интерес могут проявить казахские производители «нефтепродуктов и серы».

Помимо строительства собственных терминалов, Россия может предложить потенциальным партнерам вложиться в строительство причалов и железнодорожных путей.


 

Путь из варяг в китайцы, 21 августа, Ведомости

Китайский корабль Yong Sheng скоро войдет в историю. Он станет первым контейнеровозом, который совершит путешествие из Китая в Европу не через Суэцкий канал, а по Северному морскому пути.

Судно водоизмещением 19 000 т, принадлежащее государственной китайской компании Cosco Group, вышло из порта Далянь 8 августа и должно прийти в Роттердам 11 сентября. Путь пройдет через Берингов пролив и займет до 35 дней. Таяние арктических льдов дает возможность доставлять грузы из Шанхая в Роттердам на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал.

Государственные СМИ Китая называют Северный морской путь «наиболее экономичным решением» для морских перевозок из Китая в Европу. По словам представителей Cosco, этим маршрутом могут быть транспортированы большие объемы товаров.

По прогнозам Lloyd’s List, примерно 15 млн т груза будет перевезено по Северному морскому пути к 2021 г. По сравнению с объемами транспортировки через Суэцкий канал (17 000 кораблей перевезли 9 млн т грузов в 2012 г.) это все еще весьма незначительный показатель.

 

Меньше половины не брать, 21 августа, Ведомости

Чиновники продолжают спорить, как развивать государственно-частное партнерство (ГЧП). Весной законопроект о ГЧП был принят Госдумой в первом чтении; он делает возможным использование различных форм ГЧП, а не только концессий, расширяет сферу их применения, разрешает передавать частнику собственность на объект.

Но чиновники не хотят давать свободу частному партнеру. В предварительных замечаниях к законопроекту ФАС предлагает считать ГЧП лишь те проекты, где частник предоставляет не менее 50% финансирования.

Действие законопроекта должно распространяться только на соглашения о ГЧП с такой долей частных вложений, считает ФАС. Если частник дает менее 50% инвестиций, то проект нужно приравнять к госзаказу и регулироваться он будет законом о федеральной контрактной системе. Тогда частник столкнется с ограничениями. Законодательство о госзакупках запрещает совмещать лоты, придется проводить отдельные конкурсы на проектирование, строительство и эксплуатацию, приводит пример старший юрист-аналитик Vegas Lex Евгения Зусман, объект в любом случае будет в собственности государства и его нельзя заложить по кредиту, инициатива запустить проект также не может исходить от частника.


 

Сделать прозрачнее, 21 августа, Гудок

20 августа президент Владимир Путин провёл совещание по развитию портов Азово-Черноморского бассейна, на котором обсуждались планы по наращиванию возможностей портовой инфраструктуры. Добиться большей заинтересованности частного сектора в её инвестировании и повысить уровень логистического сервиса – две главные задачи, которые предстоит решать транспортному сообществу.

Как отметил Президент России, за счёт масштабного строительства в последние десятилетия портовой и терминальной инфраструктуры в разных частях страны – от Прибалтики до Дальнего Востока – только за прошлый год через российские порты удалось перевезти более 565 млн тонн грузов, что на четверть больше, чем «в пик таких перевозок за советское время в 1984 году». Вместе с тем, добавил Владимир Путин, очевидно, что нужно и дальше наращивать перевалочные возможности с учётом роста потребностей как национальной экономики, так и в рамках интеграционных объединений, прежде всего Единого экономического пространства.

 

 

Вступление в ВТО недалеко зашло, 22 августа, Коммерсантъ

Эксперты агентства Moody's подвели итоги первого года членства России в ВТО. Надежды экспортеров еще не оправдались — против российских компаний по-прежнему действует порядка 100 ограничений. Среди пострадавших сельское хозяйство и легкая промышленность. Впрочем, потенциал для роста экспорта из РФ имеется, как и для защиты внутреннего рынка.

По мнению экспертов Moody's, потребуется не меньше трех-пяти лет для того, чтобы облегчение доступа российских компаний на зарубежные рынки и унификация законодательства положительно сказались на кредитном имидже российского бизнеса. Пока 68% опрошенных агентством респондентов не заметили каких-либо изменений (17% дали негативную оценку, 15% — позитивную). Выиграли же от присоединения к ВТО в первую очередь крупные ритейлеры-импортеры, а также дистрибуторы международных сетей в потребительском секторе. Рейтинги этих компаний за год заметно улучшились, говорится в отчете агентства. В то же время выходу на новые рынки российских товаров препятствует неблагоприятная внешняя конъюнктура, считают в Moody's.

Эксперты отмечают недостаточно активную защиту интересов российского бизнеса и призывают содействовать вступлению в ВТО Казахстана и Белоруссии, а также бороться с нехваткой квалифицированных кадров, способных разбираться в процедурах споров.


 

Для Арктики и Севморпути, 22 августа, Взгляд

Правительство выделит бюджетные инвестиции на строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов в 2014–2020 годах, соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Строительство трех новых атомных ледоколов оценивается почти в 100 млрд рублей (первый уже начали строить на Балтийском заводе в 2012 году).

Для России это крайне важный шаг. Весь действующий атомный ледокольный флот, за исключением ледокола «50 лет Победы», был построен в советское время, устарел и подлежит  списанию до 2020 года.

Россия как единственная страна, которая строит атомные ледоколы, а также является естественным куратором СМП может получить большие дивиденды к началу 20-х годов, когда  эксплуатация Севморпути выйдет на коммерческую основу и станет рентабельной.


 

Минфин пытается сократить экспорт дизельного топлива, 22 августа, Известия

Министерство финансов предлагает изменить ставки акцизов на дизельное топливо, с тем чтобы насытить российский рынок более качественной продукцией. Для этого чиновники хотят понизить ставки акциза на дизтопливо класса «Евро-5» и, наоборот, повысить для менее качественного «Евро-4». В теории это должно заставить нефтепереработчиков увеличить производство «Евро-5» и частично переориентировать его поставки с внешнего на внутренний рынок.

C 1 июля текущего года ставка акциза на дизельное топливо класса «Евро-4» составляет 5,1 тыс. рублей за 1 т, на дизель «Евро-5» — 4,5 тыс. На дизель «Евро-3» — 5,86 тыс. рублей за 1 т. То есть разрыв между акцизами за дизель «Евро-3» и «Евро-5» составляет 1360 рублей.

В качестве удачного примера приводится ситуация с бензином, где разница в акцизах на «Евро-3» и «Евро-5» достигает 4 тыс. рублей, что стимулирует компании производить более качественное топливо и продавать его прежде всего в России, а не гнать на экспорт.


 

Госсубсидии вывезут на тележке, 23 августа, Коммерсантъ

Группа ИСТ Александра Несиса, в 2012 году запустившая крупный вагоностроительный проект и столкнувшаяся с резким падением рынка, активизирует борьбу за господдержку. Ее Объединенная вагонная компания получила права на инновационные технологии двух ключевых мировых производителей вагонных тележек. Именно такие технологии обещало субсидировать правительство. Другим участникам отрасли, чтобы получить поддержку, придется покупать лицензии у группы. Ее реальным конкурентом останется только государственный "Уралвагонзавод", который разработал собственную "инновационную" тележку.

ОВК подписала соглашение о сотрудничестве с американским производителем компонентов для железнодорожного подвижного состава Amsted Rail и приобрела интеллектуальные права на тележку Motion Control для грузовых вагонов (основной элемент ходовой части вагона), разработанную Amsted Rail для колеи шириной 1520 мм. Таким образом, только у ОВК будет право выдавать лицензию на эту тележку другим производителям вагонов в России и СНГ. Сумма сделки не раскрывается. Кроме того, ОВК и Amsted Rail договорились о создании СП по выпуску «инновационных компонентов» для грузовых вагонов. Контрольный пакет в нем получит ОВК. Производство будет запущено до конца 2014 года в Тихвине, где уже находится основная производственная площадка ОВК — Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ).


 

Уралвагонзабой, 26 августа, Коммерсантъ

Государственная НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) делает первый серьезный шаг к тому, чтобы стать многопрофильным холдингом. Подконтрольный УВЗ железнодорожный оператор покупает угольную компанию «Заречная» вместе с машиностроительными заводами в России и Германии, а также портом в Латвии. Заводу сделка позволит на фоне кризиса на рынке обеспечить дополнительный сбыт до 10 тыс. вагонов в год, но этим дело не ограничится — УВЗ планирует продолжить консолидацию активов. Участники рынка и чиновники говорят, что идеологией развития НПК становится «создание «Ростеха» малого масштаба».


 

Вагоны возьмут на поруки, 26 августа, Коммерсантъ

Ространснадзор пошел на уступки железнодорожным операторам и согласился отложить до октября остановку грузовых вагонов, срок службы которых был продлен в 2012 году. На прошлой неделе предписание ведомства, затрагивающее до 3% парка, вызвало недовольство рынка. Операторам разрешено самостоятельно проверить вагоны, поручившись за безопасность. При этом операторы должны дать Ространснадзору гарантии, что до октября «техническое состояние вагонов, которые перечислены в предписании, будет на их особом контроле». По сути, речь идет о поднадзорной эксплуатации вагонов собственниками. В Ространснадзоре говорят, что несколько крупных операторов уже прислали «в ведомство письма, в которых они берут ответственность за эксплуатацию вагонов на себя и дают обязательства отслеживать их техническое состояние». Без таких гарантий эксплуатировать вагоны, подпадающие под запрет, будет нельзя, поясняют в Ространснадзоре.

 

 

Стабильность с привкусом нафталина, 26 августа, Коммерсантъ

Оценки настроений и ожиданий в промышлености 2013 года фиксируют всплеск спроса и продаж в августе, а также ухудшение планов в отношении инвестиций и занятости на ближайший квартал. В любом случае руководителей большинства компаний текущее положение дел устраивает, считают в Высшей школе экономики. Они привыкли следовать за внешней конъюнктурой, а в случае ее ухудшения — опираться на поддержку региональных властей.

Выводы аналитиков ИСИЭЗ, которые основываются на результатах ежемесячного анкетирования Росстатом руководителей 5,5 тыс. компаний, также свидетельствуют об улучшении текущих оценок спроса и продаж, но на фоне «стабильного уровня запасов и загрузки производственных мощностей — на уровне 63%». Единственным объяснением последнему могут служить улучшения ожиданий спроса и выпуска в ближайшие три-четыре месяца. Респонденты ИЭП более осторожны: их прогнозы спроса опустились до 12-месячного минимума — воспользоваться стабилизацией запасов для увеличения прогнозов спроса промышленность не спешит.


 

ФСТ снизит тарифы на портовые услуги в Архангельске, 26 августа, Известия

Впервые за свою историю Федеральная служба по тарифам (ФСТ) снижает ставки портовых сборов. Эта исключительная мера направлена на повышение конкурентоспособности порта Архангельск и инициирована лично президентом. Впрочем, участники рынка сомневаются, что снижение ставок поможет переманить грузоперевозчиков из других северных портов — Мурманска и Санкт-Петербурга.

Ставки портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морском порту Архангельск, будут снижены на 20% для судов загранплавания и на 10% — для судов каботажного плавания. Кроме того, на 20% подешевеет ледокольный сбор. Данная мера должна повысить привлекательность порта и привлечь дополнительный грузопоток.

В руководстве крупнейшей из стивидорных компаний Архангельского морского порта — ОАО «Архангельский морской торговый порт» — считают данную меру недостаточной.

— Портовые сборы в архангельском порту намного больше, чем в других, — в 4–5 раз по некоторым позициям. Поэтому снижать надо гораздо существеннее, — говорит представитель компании. — Мы давно боремся за снижение этих ставок, но какой-то результат появляется только сейчас.


 

Дмитрий Рогозин продолжает морской бой, 27 августа, Коммерсантъ

26 августа правительство опубликовало новое положение, которое определяет полномочия, порядок работы и состав Морской коллегии. Коллегия получит «дополнительные функции», чтобы координировать «деятельность по развитию гражданского судостроения» в России. Коллегия сможет контролировать действия профильных министерств и ведомств «в области судостроения и создания морской техники». Более того, она «будет способна в оперативном режиме» координировать деятельность «всех заинтересованных организаций» по выполнению госпрограмм и ФЦП в гражданском судостроении, а также создании морской техники.

Эксперты считают расширение полномочий Морской коллегии «большой аппаратной победой» ее главы, вице-премьера Дмитрия Рогозина, команда которого конкурирует с Минпромторгом за влияние на стратегию развития отрасли.


 

Нулевая реакция, 27 августа, Гудок

В августе на сети грузится 3519 тыс. тонн в среднем в сутки, что ниже плана всего лишь на 0,3%. Отставание к уровню прошлого года составляет 1,7%, а по итогам семи месяцев и трёх недель августа – 3,3%..

За прошедшую неделю увеличились объёмы перевозок грузов 2-го и 3-го классов – на 0,9% и 6%. Погрузка чёрных металлов выросла на 8%. По машинам и оборудованию – плюс 10,5%, химикатам и соде – плюс 6,7%, нефти и нефтепродуктам – увеличение 2,5% к позапрошлой неделе. Такая динамика позволила восполнить отставание по финансовым показателям и войти в план.

При этом отставание дают грузы 1-го класса. В частности, почти вдвое увеличилось оно по стройматериалам и составляет 885 тыс. тонн. Это минус 6,2% к плану и на 3,4% меньше, чем в июле.

 

 

Глава РЖД отказался решать проблемы одной отрасли за счет другой, 27 августа, РБК Daily

Главы угольных компаний вместе с министром энергетики Александром Новаком на президентской комиссии по развитию ТЭКа пытались убедить Владимира Путина: тарифы ОАО «РЖД» велики, а, учитывая падающие цены на уголь, могут стать и неподъемными.

«Объем добычи и производительность лучше, чем в советские времена», — с удовлетворением отметил президент. Проблемы в сбыте — экспорт растет (плюс 17%), но внутренний рынок проседает (на 7% за последние пять лет). «Ситуация если и не критическая, то тревожная как минимум», — отметил Путин. И призвал экспортеров, несмотря на падающие цены, крепко стоять на завоеванных позициях: «Вернуться будет сложно, если вообще возможно».

Глава РЖД Владимир Якунин ответил на претензии угольных компаний, что доходная ставка на перевозку каменного угля на 68% ниже других, даже ниже себестоимости. «Убытки от перевозки каменного угля составили 79 млрд руб.», — доложил он президенту, отметив, что проблемы угольной отрасли за счет РЖД не решить. Скидку компаниям, инвестирующим в железную дорогу, Якунин согласился дать, только если они будут обслуживать построенную инфраструктуру. «Иначе мы все равно будем в убытке», — сокрушался он.