• Facebook
  • YouTube
  • ВКонтакте
  • HeadHunter
  • +7 (495) 258-27-41

    Дайджест новостей, 11 сентября

    11/09

    Роснефть снова не пролезает в трубу, 05 сентября, Коммерсантъ

    Утихший было конфликт между государственными "Транснефтью" и "Роснефтью" разгорается с новой силой, теперь вокруг Восточной нефтехимической компании.

    Президент "Транснефти" Николай Токарев 3 сентября направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором усомнился в целесообразности проекта "Роснефти" по созданию ВНХК. Топ-менеджер впервые оценил стоимость подключения завода к трубопроводной системе "Транснефти": только для поставок в рамках первой очереди проекта мощностью переработки 12 млн тонн нефти в год (ее "Роснефть" планирует завершить к 2020 году) необходимы инвестиции в 139,7 млрд руб. "Инвестиционной программой "Транснефти" проведение этих мероприятий не предусмотрено, источники их финансирования отсутствуют",— пишет он.

    "Транснефть" не видит достаточных источников сырья для проекта, зато видит в нем угрозу провала идеи по созданию бенчмарка восточносибирской легкой нефти.

     


    Уголь продолжает дешеветь, 05 сентября, Ведомости

    Контрактные цены на коксующийся уголь на российском рынке снизились в III квартале по сравнению с предыдущим на 10-15%. В ближайшее время угольные компании планируют подписывать контракты на закупку коксующегося угля на IV квартал 2013 г. и не прогнозируют резкого роста цен. Некоторые компании перешли от практики ежемесячного пересмотра цен на ежеквартальный, как это было прошлой осенью до падения цен на сырье.

    «Неудивительно, что российские цены на коксующийся уголь упали, — комментирует аналитик “Ренес-санс капитала” Борис Красноженов. — Они последовали вниз за мировыми ценами». По его прогнозу, такая ситуация на российском рынке сохранится до конца года, хотя если мировые цены на коксующийся уголь подрастут до $150-155 за 1 т, то российские компании-производители смогут отыграть падение цен прошлого квартала хотя бы на 5%.

     

     

    Надежда Армении, 05 сентября, Expert Online

    Армения намерена вступить в Таможенный союз. Помимо роста товарооборота это даст возможность создать надежную транспортную связь между странами ТС и рынком Ирана и Южной Азии.

    Решение Армении вступить в ТС связано, скорее всего, с тем, что Ереван, который находится в окружении мусульманских стран, с одной из которых у него военное противостояние, ищет себе сильного стратегического союзника, считает управляющий портфелями ЦБ УК «Солид менеджмент» Максим Семянин. По этому пути, собственно говоря, пошла и его ближайшая соседка, Грузия. Только там сделали ставку на Штаты и Евросоюз, а Армения находится на политическом распутье и в любой момент может снова столкнуться с проблемой Нагорного Карабаха. И вот тут помощь России может оказаться как нельзя кстати, особенно на фоне двойственной позиции Баку, который старается угодить и Востоку, и Западу.



    Русагротранс поехал по казахстанским железным дорогам, 05 сентября, РБК Daily

    Cтали известны подробности создания СП между крупнейшим в России перевозчиком зерна «Русагротранс» и казахстанской госкомпанией «Казтемиртранс» («дочка» «Казахстанских железных дорог»).

    Совместное предприятие, получившее название «Астык Транс», обеспечит 100% внутренних и 90% экспортных перевозок зерна Казахстана, обещает гендиректор «Русагротранса» Константин Засов. Уставный капитал новой компании — 1,2 млн долл. «Собственных вагонов у оператора пока не будет, сперва передадим в управление от каждой стороны по 3 тыс. вагонов», — уточнил г-н Засов. После того как «партнеры присмотрятся другу к другу», планируется сформировать парк из 10 тыс. вагонов, добавил он. Предполагается, что «Астык Транс» начнет работать 1 октября.



    Игорь Сечин предлагает заморозить тарифы «Транснефти», 05 сентября, Извести

    В Федеральной службе по тарифам (ФСТ) прошло рабочее совещание с участием представителей нефтяных компаний, «Транснефти» и чиновников профильных ведомств, на котором обсуждалось предложение по увеличению стоимости прокачки нефти по трубопроводам «Транснефти» с 1 октября 2013 года на 6%.

    Представитель «Роснефти» зачитал предложение главы своей компании Игоря Сечина не повышать тарифы на прокачку нефти в 2014 году, продолжив индексацию тарифа на уровень инфляции в 2015 году. По его словам, повышать стоимость транспортировки нефти в будущем году экономически нецелесообразно.

    В «Роснефти» официально не комментируют вопрос о тарифах. Источник в компании отмечает, что дискуссия о повышении тарифов еще не завершена. И аргументы той стороны, которая лоббирует рост тарифа, идут вразрез с поручениями президента страны по тарифной политике госмонополий, которые он дал в ходе экономического форума в Санкт-Петербурге. По его словам, в расчетах ФСТ и «Транснефти» учитываются не фактические, а лишь прогнозируемые параметры инфляции в стране.

     

     

    Тарифам пора застыть, 06 сентября, Ведомости

    До 2012 г. тарифы росли быстрее инфляции: в 2010 г., к примеру, газ подорожал на 27,4%, а инфляция была 8,8%. В 2011 г. Путин впервые предложил ограничить рост тарифов инфляцией, и в 2012 г. рост большинства тарифов не был выше инфляции в 6%, газ подорожал на 7,5%. В 2013 г. тарифы на газ выросли на 15%, на передачу электроэнергии- на 9-10%, на свет — на 12-15%, на грузовые перевозки — на 7%, инфляция не превысит 6%.

    Правительство может вовсе отказаться от индексации тарифов естественных монополий в 2014 г. Премьер Дмитрий Медведев поручил оценить целесообразность такого решения. Речь о тарифах «Газпрома» на газ, РЖД — на грузоперевозки, «Россетей» — на передачу электроэнергии, а также о тарифах на тепло и свет для населения.

    С высокой вероятностью отказаться от роста тарифов правительство решит уже сентябре — одновременно с проектом федерального бюджета.

    Заморозив тарифы, можно сразу решить несколько проблем: стимулировать монополии работать эффективнее, а главное — замедлить инфляцию, что позволит ЦБ снизить ставки и стимулировать частные инвестиции в экономику.

    По умеренно оптимистичному прогнозу Минэкономразвития, инфляция в 2014 г. не превысит 5,5%. По оценке ЦБ, вклад заморозки тарифов в замедление инфляции — в пределах 1 процентного пункта, это позволит в 2014 г. не превысить целевых ориентиров инфляции и создать более благоприятные условия для экономического роста.

     


    Частные рельсы, 06 сентября, Ведомости

    Правительство разработало поправки в закон «О железнодорожном транспорте». В новом варианте закона предусматривается право частных инвесторов владеть путями общего пользования, но закон запрещает ими распоряжаться: инфраструктура может быть передана РЖД в аренду или доверительное управление. Порядок распоряжения железной дорогой должен быть закреплен в инвестсоглашении, также следует из проекта закона.

    РЖД постоянно заявляет о нехватке средств на модернизацию и расширение своей инфраструктуры. Инвестпрограмма РЖД до 2020 г. — 5,7 трлн руб., при этом ее дефицит — 1,9 трлн руб. Но прописанная в проекте нового закона «О железнодорожном транспорте» схема возврата инвестиций в пути общего пользования частных компаний несовершенна: если договор аренды с РЖД позволит частнику вернуть хотя бы часть вложенных средств, то договор доверительного управления принесет еще больший убыток. Договор управления предполагает, что владелец путей должен платить управляющему за обслуживание его инфраструктуры.

     

     

    Прибыль будет, 06 сентября, Гудок

    Правление Федеральной службы по тарифам утвердило «Методику расчёта размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемой при определении долгосрочных индексов изменения тарифов сборов и платы на услуги по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках».

    Поручение подготовить методическую базу для формирования долгосрочной тарифной базы сроком на пять лет, основанной на принципах RAB-регулирования, дал в конце декабря прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев.

    Методика ФСТ предусматривает сохранение у компании определённой валовой выручки и ежегодного повышения эффективности на 2%. При этом рост тарифов не превышает 6%. ФСТ при разработке документа учитывала возможности как грузоотправителей, так и РЖД.  
    «Применение методологии, по предварительной оценке, обеспечит в долгосрочном периоде (2014–2018 годы) финансовую сбалансированность операционной и инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» в рамках одобренной инвестиционной программы, учитывающей необходимость развития инфраструктуры на участках с ограниченными пропускными способностями», – говорится в сообщении ФСТ. Методика должна быть введена со следующего года.

     

     

    РЖД сбавила скорость, 09 сентября, Ведомости

    В августе — сентябре осложнилась ситуация с вывозом грузов, сообщил Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава. В апреле — августе оборот вагона вырос с 18,7 до 19,4 суток (полувагона — с 17,4 до 18,4 суток). Причины ухудшения ситуации на сети РЖД — сезонный фактор (рост интенсивности движения пассажирских поездов, увеличение перевозок угля перед отопительным сезоном) и отсутствие полноценно работающей технологии управления вагонами.

    РЖД утвердила Единую сетевую технологию перевозок (ЕСТП) в конце прошлого года. Документ предполагает, что грузоотправитель должен в своей заявке на отправку грузов в течение месяца указывать ежедневный объем отгрузки и представлять перевозчику такой график за 40 дней. Внедрение ЕСТП требует изменения нормативной базы, подчеркивается в письме Совета операторов. Поэтому партнерство предлагает Минтрансу перейти от помесячного планирования перевозок к понедельному. То есть грузоотправители должны подтверждать перевозки грузов каждую неделю, поясняет представитель партнерства. Еще одна мера — создание стимулов для привлечения частных инвестиций в перевозочный сегмент.

     

     

    Нефтяной рост, 09 сентября, Ведомости

    Порты Петербурга и области за семь месяцев этого года перевалили 115,2 млн т грузов, на 6% больше, чем годом раньше, следует из материалов ФГУ «Администрация Большого порта Санкт-Петербург». Больше всего вырос грузооборот в Усть-Луге — на 45% и Высоцке — на 32%.

    В порту Усть-Луга самый большой рост показали наливные грузы — на 73% к аналогичному периоду прошлого года (до 21,3 млн т). В частности, перевалка нефти, которой занимается принадлежащая Gunvor на 50% «Невская трубопроводная компания», выросла в 2,5 раза до 13,2 млн т. В Высоцке на 83% выросла перевалка угля.

     

     

    СПГ приблизился к экспорту, 10 сентября, Коммерсантъ

    Минэнерго закончило разработку законопроекта, который разрешит независимым производителям газа самостоятельный экспорт СПГ.

    Сейчас проект согласовывается с администрацией президента. Он получился довольно либеральным — право на экспорт СПГ теоретически смогут получить все недропользователи. Для этого, правда, им понадобится специальная лицензия, но кто будет ее выдавать, еще не решено. Минэнерго надеется закрепить это право за собой, но есть вариант, что выдачей лицензий фактически займется президентская комиссия по ТЭКу, на чем настаивает "Роснефть".

     

     

    Роснефть примеряет военную форму, 10 сентября, Коммерсантъ

    Стали известны новые параметры судостроительного консорциума "Роснефти" и Газпромбанка (ГПБ), идея которого в конце августа была представлена Владимиру Путину. Помимо "суперверфи" "Звезда", консорциум может получить почти все предприятия дальневосточного подразделения государственной ОСК. За передачу активов, часть которых находится в сложном положении, выступает Минпромторг. В результате "Роснефть" и ГПБ займутся не только выпуском шельфовой техники, но также ремонтом и строительством кораблей и утилизацией атомных подводных лодок в рамках гособоронзаказа.

     


    Ускорение по тарифу, 10 сентября, Ведомости

    Замораживание тарифов ускорит рост экономики в следующем году до 3%, подсчитали в Минэкономразвития.

     «Технически замораживание происходит так», — описал министр экономического развития Алексей Улюкаев: тарифы на железнодорожные перевозки будут повышены в январе 2015 г., на газ и электричество — в июле 2015 г. То есть на год позже, чем предусмотрено действующим планом. Это позволит ускорить экономический рост с 2,8% (вариант без замораживания) до 3%, сообщил Улюкаев. Антиинфляционный эффект он оценил в 0,4-0,5 п. п., рост цен не превысит 4,6%.

    Расчеты Минэкономразвития слишком скромны, удивляется Алексей Девятов из ИК «Уралсиб кэпитал»: замораживание тарифов в 2014 г. может ускорить рост экономики на 0,5 п. п., а в 2015 г. при индексации тарифов на 5% — на 0,8 п. п. Инфляция может замедлиться на 1 п. п., оценивала Наталия Орлова из Альфа-банка. А может и на 2,5 п. п., оптимистичен Девятов: в первом полугодии 2012 г. замораживание тарифов за 3-4 месяца замедлило инфляцию с 6,1 до 3,7-3,6%.

     


    Транснефть на продажу, 10 сентября, Ведомости

    «Транснефть» и Росимущество согласовали «дорожную карту» приватизации 3% акций компании, сообщил президент «Транснефти» Николай Токарев. Сейчас Росимущество владеет 100% обыкновенных акций компании, или 78,1% от ее капитала (префы торгуются на рынке). Продажа 3% предусмотрена планом приватизации до 2016 г., который правительство утвердило этим летом.

    «Мы сегодня точно знаем, что на продажу будет выставляться 3%-ный пакет “Транснефти”. Мы с Росимуществом разработали “дорожную карту” — как будет продаваться, через какие варианты. Все варианты приемлемы и с Росимуществом согласованы», — заявил Токарев. После этого заявления префы «Транснефти» на Московской бирже подорожали на 1,5%. 3% акций на закрытие стоили 3,8 млрд руб.